ЦЗИН ВЭЙ

ЦЗИН ВЭЙ
ЦЗИН ВЭЙ
    ЦЗИН ВЭЙ (кит., буквально — основа и уток) — понятие китайской философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных линий. Узкое значение цзин вэй — “каноны и апокрифы” — связано с понятием “знаков/письменности/ культуры” (вэнь) как начала, посредством которого на человеческое общество переносится упорядочивающая общекосмическая структура: “Представление Поднебесной в линиях основы и утка называется вэнь” (“Цзо чжуань”, 5—2 вв. до н. э.).
    Первый исходный смысл словосочетания цзин вэй — ткацкоделательный: на нити основы ткани накладываются, пересекая ее, нити утка (вэй). Производство ткани (сети) в китайской культуре, как и во многих др., ассоциировалось с созданием письмен и текстов (ср. лат. textus — “сплетение”, “ткань”); напр., китайская традиция возводила возникновение иероглифической письменности к т. н. узелковому письму. В ассоциативной символике традиционной китайской философии и науки направление цзин соотносится с Небом (нить) и с последовательностью нечетных (“небесных”) чисел, а вэй — с Землей и последовательностью четных (“земных”) чисел. Как и у пифагорейцев в античной Греции, исходным нечетным числом считалось 3, четным — 2.
    Ассоциация с Небом как главенствующим началом выделила из пары цзин вэй первый член. Он стал обозначением главного форманта культуросозвдающей деятельности — писаного “канона”, а ассоциативная связь с Небом как символическим эквивалентом числа 3 обусловила представление о троичности “канона”, которая в двухмерной развертке дает девятиклеточный квадрат. С помощью категории “канон” описывалась и общекосмическая девягеричность: “Соединение и гармония Неба и Земли есть великий канон жизни... Небо имеет девять просторов, земля имеет девять областей” (“Люй-ши чунь цю”). Представление о квадратной девятиклеточной структуре пространства нашло выражение в утопической концепции “колодезных полей” (цзин тянь): “колодцем” называлась некая идеальная административная единица, территориальной основой которой якобы была система из девяти квадратных полей. “Колодец” рассматривался как основание принципиально девятеричной многоуровневой пространственной и административной структуры (“Мэн-цзы”, 4—3 вв. до н. э.; “Чжоу ли”). Возможно, пути семантической эволюции иероглифов цзин в значении “основа”, “канон” и цзин в значении “колодец” были параллельны: от обозначения продольно-поперечных движений в ткачестве и запашке земли к обозначению квадратной девятиклеточной структуры. Такая “колодезно-каноническая” структура лежит в основе универсальной общеметодологической классификационной схемы —системы триграмм и гексаграмм (см. 1Уа): схематической моделью триграмм является девятиклеточный квадрат.
    Представление о цзин вэй как упорядочивающей “сети” отразилось в теории китайской медицины. Термин “цзин” имеет там значение “меридиан”, “главный канал” и относится к 12 основным парафизиологическим “руслам”, по которым осуществляется суточная циркуляция “пневмы” (ци) в организме. Аналогия с цзин вэй просматривается в названии системы главных и второстепенных “каналов” — “энергетического каркаса” организма: цзин ло (“меридианы и коллатерали”).
    АИ.Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ЦЗИН ВЭЙ" в других словарях:

  • ЦЗИН ВЭЙ — Буквально основа и уток . Понятие китайской философии и культуры, выражающее идею геометрико текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно вертикальных (цзин1) и поперечно горизонтальных (вэй3) линий. Узкое значение… …   Энциклопедия Кольера

  • цзин вэй — Понятие кит. философии и культуры, выражающее идею геометрико текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно вертикальных (цзин (1)) и поперечно горизонтальных (вэй (3)) линий. Узкое значение Ц.в. каноны и апокрифы (см …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ЦЗИН ТЯНЬ — Колодезные поля , или колодезные земли (цзин ди). Одна из основополагающих утопических концепций социально экономического устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение… …   Энциклопедия Кольера

  • Цзин Кэ — 荆轲 Род деятельности: Наемный убийца Дата рождения: ? Место рождения: Малое Вэй …   Википедия

  • ВЭЙ БОЯН —     ВЭЙ БОЯН [ок. 100, Шанюй (современная провинция Чжэцзян) ок. 170] один из основателей китайской алхимии. Родившийся в аристократической семье Вэй Боян отказался от чиновничьей карьеры и пожелал приобщиться к даосским искусствам. В поисках… …   Философская энциклопедия

  • ЦЗИН СЮЭ —     ЦЗИН СЮЭ (кит. каноноведение, “учение о канонах”) обобщающее название области традиционного знания в Китае, связанной с комментированием и изучением конфуцианских канонических книг. Ее основателями считаются ученик Конфуция Цзы Ся (5 в. до н …   Философская энциклопедия

  • Вэй Юань — (1794 1856) конфуцианский учёный, политический деятель Китая эпохи Цин. Содержание 1 Биография 2 Политические взгляды 3 Влияние …   Википедия

  • Вэй Ляо-цзы — (кит. трад. 尉繚子, упр. 尉缭子, пиньинь: Wèi Liáozi)  китайский военный трактат, один из семи классических трактатов. Вероятно, был создан в конце IV века до н. э., в эпоху Сражающихся царств. История Автором трактата является китайский …   Википедия

  • Вэй Янь — (кит. трад. 魏延, пиньинь: wèi yán; ? 234) китайский военный периода Саньго. Генерал династии Шу. Вэй Янь происходил из крестьян области Иян. Служил Лю Бэю. Благодаря ратным подвигам дослужился из рядового солдата до офицера. Сопровождал его… …   Википедия

  • Ван Цзин-вэй —         Ван Чжао мин (около 1884 10.11.1944), китайский политический деятель, гоминьдановец. Участник буржуазной Синьхайской революции (См. Синьхайская революция) (1911). В 1925 26 председатель гуанчжоуского гоминьдановского правительства. С… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»