- цзин вэй
-
Понятие кит. философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных (цзин (1)) и поперечно-горизонтальных (вэй (3)) линий. Узкое значение Ц.в. - "каноны и апокрифы" (см. Цзин сюэ)- связано с понятием "письменности/культуры" (вэнь) как начала, посредством к-рого на человеч. об-во переносится упорядочивающая общекосмич. структура: "Представление Поднебесной в линиях основы и утки называется вэнь" ("Цзо чжуань", 5 - 2 вв. до н.э.).Первый исходный смысл словосочетания Ц.в. - ткацкоделательный: цзин (1) означает нити основы ткани, на к-рые накладываются, пересекая ее, нити утки (вэй (3)). Производство ткани (сети) в кит. культуре, как и во многих др., ассоциировалось с созданием письмен и текстов (ср. лат. textus - "сплетение", "ткань"); напр., кит. традиция возводила возникновение иероглифич. письменности к т.н. узелковому письму. В ассоциативной символике традиц. кит. философии и науки направление цзин (1) соотносится с Небом (тянь) и с последовательностью нечетных ("небесных") чисел, а вэй (3)- с Землей и последовательностью четных ("земных") чисел. Как и у пифагорейцев в антич. Греции, исходным нечетным числом считалось 3, четным - 2. Ассоциация с Небом как главенствующим началом выделила из пары Ц.в. первый член (цзин (1)). Он стал обозначением гл. форманта культуросозидающей деятельности - писаного "канона", а ассоциативная связь с Небом как символическим эквивалентом числа 3 обусловила представление о троичности "канона", к-рая в двухмерной развертке дает девятиклеточный квадрат. С помощью категории "канон" (цзин (1)) описывалась и общекосмич. девятеричность: "Соединение и гармония Неба и Земли есть великий канон жизни... Небо имеет девять просторов, земля имеет девять областей" ("Люй-ши чунь цю", 3 в. до н.э.).Представление о квадратной девятиклеточной структуре пространства нашло выражение в утопич. концепции "колодезных полей" (цзин тянь): "колодцем" (цзин (6)) называлась некая идеальная администр. единица, территориальной основой к-рой якобы была система из девяти квадратных полей. "Колодец" рассматривался как основание принципиально девятеричной многоуровневой пространственной и администр. структуры ("Мэн-цзы", 4 - 3 вв. до н.э.; "Чжоу ли", 5 - 2 вв. до н.э.). Возможно, пути семантич. эволюции иероглифов цзин (1) ("основа", "канон") и цзин (6) ("колодец") были параллельны: от обозначения продольно-поперечных движений в ткачестве и запашке земли к обозначению квадратной девятиклеточной структуры. Такая "колодезно-канонич." структура лежит в основе универсальной общеметодологич. классификационной схемы - системы триграмм и гексаграмм (см. Гуа): схематич. моделью триграмм является девятиклеточный квадрат.Представление о Ц.в. как упорядочивающей "сети" косвенно отразилось в теории кит. медицины. Термин "цзин" (1) имеет там значение "меридиан", "гл. канал" и относится к 12 осн. парафизиологич. "руслам", по к-рым осуществляется суточная циркуляция "пневмы" (ци |11) в организме. Аналогия с Ц.в. просматривается в назв. системы гл. и второстепенных "каналов" - "энергетич. каркаса" организма: цзин ло ("меридианы и коллатерали").*Кобзев А.И. Понятийно-теоретич. основы конф. социальной утопии // Кит. социальные утопии. М., 1987; Его же. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994.А.И. Кобзев
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.