ХУНЬДУНЬ

ХУНЬДУНЬ
ХУНЬДУНЬ
    ХУНЬДУНЬ (кит., хаос) — один из важных концептов китайского умозрения, особенно в его натурфилософском аспекте. В семантике слова многое указывает на изначальный (“водный”) хаос, предшествующий в раннекитайских мифологических нарративах появлению всякой пространственновременной определенности в виде сторон света, времен года и т. д. Упоминания об изначальном “хаотическом” состоянии мира и ассоциируемых с этим состоянием мифологических персонажах обычны в памятниках даосской ориентации (“ Чжуан-щзы”, 6; 12; 22; “Хушнаиь-цзы”, 3; “Ле-цзы”, 1). По описаниям различных источников, появление в изначально неориентированном “хаотическом” континууме “верха и низа” и поэтапное усложнение в ходе космогонического процесса пространственно-временных структур ведет к становлению (развертыванию) полноценного “космоса”, который в свою очередь обозначается термином “юйчжоу”, что значит буквально “четыре стороны света, зенит и надир” (юй) и “прошлое, настоящее, будущее” (чжоу). Рассмотрение оппозиционной пары “хуньдунь—юйчжоу” в даосском ключе порождает длинные метафорические цепочки, в которых сохраняются как парность оппозиций (мутный—чистый, глухой—звонкий, темныйясный и т. д.), так и безусловный приоритет членов этих пар, ассоциируемых с хуньдунь, а не с юйчжоу. Эти “ведущие” члены, символизирующие все непроявленное, неоформленное и даже неродившееся, служат метафорой дао как вещи, “вечно предшествующей” всякому порядку (“Дао дэ ”рвя”, 21; 25). Одновременно “хаотичность” выдвигается и в качестве важного свойства ума даосского мудреца, который сам характеризует его как “сердце-ум глупца”, отличающегося от обычных людей именно своей “тупостью” и “темнотой”, охраняющими его от “обработки” и “структурирования” при помощи ненавистного “образования-сюэ” (“Дао дэ цзин”, 20).
    В натурфилософской интерпретации хуньдунь ассоциируется с инь (см. Инь ян) и, т. о., в конечном счете с дао, которое, будучи универсальным порождающим началом, представлено в даосских текстах длинным рядом метафор, связанных со стихией воды, пустотой, содержащей в потенции всю “тьму вещей”, и прямо со всепорождающим материнским лоном (“Дао дэ цзин”, 8; 66; 78; 4; 5; 11; 6; 52; 61). “Возвращение к изначальному”, т. е. к “хаосу”, понимается в этой перспективе как выход в “беспредельное”, за границы пространства и времени, и одновременно — как достижение состояния “нерожценности”, поскольку рождение — первый шаг к смерти. Поэтому даосский мудрец похож на ребенка, только что появившегося на свет (“Дао дэ цзин”, 55), и даже само имя Лао-цзы может быть интерпретировано как “Старый младенец”. При этом хуньдунь принципиально амбивалентен, т. к., теоретически предшествуя разделению некой первоначальной цельности (космической сферы или космического “яйца”, в котором он пребывает) на “небо и землю” (тянь ли, чтоможет быть интерпретировано как “мир”, или “ойкумена”) и в этом смысле будучи призванным ее сохранять, он в то же время является причиной такого разделения, т. е. образования источника нежелательной динамики мировых процессов в виде оппозиционной “космоэнергетической” пары инь ян. Только хуньдунь в нарративе приписывается способность обладать изначальной цельностью (нерасчлененностью), утрата которой ведет к более или менее отдаленной смерти-уничтожению, и только отождествление с ним может обеспечить индивиду сохранение или восстановление (как в случае даосских “макробиотических” искусств “вскармливания жизни”) искомой цельности, т. е. совершенного здоровья, обеспечить долголетие и даже телесное бессмертие (в “алхимических” практиках).
    Несколько позже, в “Каталоге гор и морей” (Шань хай цзин), мифологический нарратив детализируется. Хуньдунь персо- инфицируется, приобретая характерный для “народной религии” фантастический вид природного духа-шэнь, обитающего в “Небесных горах” (Тяныцань) под именем Божества Реки-Предка (Ди-цзян шэнь или Ди-хун шэнь), напоминающего обликом некий желтый куль, испускающий киноварный огонь, с шестью ногами и четырьмя крыльями, но без головы и органов восприятия (“Шань хай цзин”, 2.3). Хуньдунь близок по многим характеристикам (в частности, как “властитель центра” и “стихии” земли) и иногда прямо отождествляется с таким важнейшим мифологическим персонажем, как Хуан-ди (Желтый Предок), — одним из наиболее знаменитых культурных героев и патроном всех даосов-алхимиков.
    Г. А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ХУНЬДУНЬ" в других словарях:

  • Хуньдунь — на изображении эпохи Хань. Хуньдунь (кит. упр. 混沌, пиньинь: Hùndùn, палл.: хуньдунь, буквально  Первичный мрак)  мифологическое существо, представлявшееся в Д …   Википедия

  • Хуньтунь —          Хуньдунь        1. В др. кит. миф. первоздан. хаос, для к рого хар рен полный мрак, напоминающий взболтанное содержимое куриного яйца.        2. Некое живое существо с признаками первоздан. нерасчленности. В книге «Чжуан цзы» (4 в. до… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • ХУНЬТУНЬ — Хуньдунь («хаос»), в древнекитайской мифологии: 1) первозданный хаос; первоначально X. это водяной хаос, для которого характерен полный мрак, напоминающий взболтанное содержимое куриного яйца; 2) некое живое существо с признаками первозданной… …   Энциклопедия мифологии

  • ЦИ — (кит., пневма, эфир, воздух, дыхание, дух, нрав, энергия, жизненная сила, материальное начало) одна из важнейших категорий кит. философии, близкая к понятию субстанции. Традиционно составляет оппозицию категории ли («закон/принцип»). В… …   Философская энциклопедия

  • Мифические существа — Категория:Мифические существа Подкатегории Показана 21 подкатегория из 21. А [+] Ангелы …   Википедия

  • У ВЭЙ —     У ВЭЙ (кит., букв. недеяние, отсутствие [целенаправленной] деятельности) термин китайской философии, в особенности даосизма. Состоит из иероглифов “у” (“отсутствие/ небытие”, см. Ю у), выполняющего роль оптативного отрицания, и “вэй” (“деяние …   Философская энциклопедия

  • ХЭ —     ХЭ (кит., гармония, а также гармоничность, согласование, мягкость, довольство, удовлетворение) категория китайской философии, в общем смысле близкая западному понятию “гомеоапаз”. Идея “гармонии” как условия космо и онтогенеза оформилась в… …   Философская энциклопедия

  • ЮАНЬ ЦИ —     ЮАНЬ ЦИ (кит. изначальная пневма) понятие китайской философии и культуры, обозначающее изначальную субстанцию мироздания. Впервые зафиксировано в трактатах 2 в. до н. э. В даосском памятнике “Хэ Гуань цзы” (“Мудрец в шляпе из перьев фазана”)… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»