ХУНЬ ПО


ХУНЬ ПО
ХУНЬ ПО
    ХУНЬ ПО (кит., души горние и дольние) — два типа душ, признававшиеся философско-религиозньми учениями Китая. В традиционной даосской антропологии различались не только сферы влияния душ (“хунь” ответственны за эмоции и ментальные процессы, в т. ч. сон и транс, во время которых они могли временно покидать тело и действовать автономно; “по” ответственны за физиологические процессы и двигательные функции тела), но и их посмертная судьба: души “хунь”, как более субтильные, могли восходить на небо, трансформируясь вдухов-шэнь, тогда как души “по” возвращались в субстанциально близкую им землю, к т. н. “желтым источникам” (хуан цюань), месту, напоминающему аид европейской античной традиции. Однако, поскольку концепции посмертного существования в китайских религиях (“имперской-натурфилософской”, “народной”, в буддизме и даосизме и т. д.) отличались известным разнообразием, характеристики душ хунь по и их посмертной судьбы в письменных источниках довольно расплывчаты. Так, неясно, обладают ли хунь по субстанциальным единством, каково их число (чаще всего в источниках говорится о трех “хунь” и семи “по”, но цифры могут быть и другими) и насколько они подконтрольны их обладателю при жизни. Эти неясности приводили носителей традиционного умозрения к выводу о необходимости предельно корректного обращения с хунь по, особенно в момент смерти тела, поскольку ошибки в погребальном ритуале могли вести к последующему нежелательному воздействию душ покойного на живых людей, особенно близких родственников. В основном пагубное поведение душ вызывалось отсутствием надлежащих жертв на могиле усопшего, вследствие чего они могли попытаться вернуться на землю, вселившись в чье-либо тело и превратившись, т о., в “демона-мстителя” (гуй, “голодный дух”; в буддизме — прета). На землю мог вернуться и дух убитого, чтобы отомстить убийце или напомнить собственной семье о том, что она не сумела добиться справедливого возмездия преступнику.
    Наиболее ярким свидетельством веры в загробное существование в древности можно считать массовые захоронения рабов вместе с усопшими властителями, которым они должны были служить и после смерти. В более поздние времена этот обычай трансформировался в практику снабжения души “по” всем необходимым в загробном мире, включая еду, одежду, музыкальные инструменты, украшения, терракотовые модели домов, статуи воинов, музыкантов и танцовщиц (в наши дни с этой же целью принято сжигать на могилах в дни поминовения усопших бумажные деньги, изображения автомашин и бытовой техники и т. д.). Наряду с этими традициями народная вера и даосская алхимическая теория допускали обретение телесного бессмертия на земле (см. Синь сюэ). Представление о каком-либо загробном воздаянии и детализированные описания рая и ада пришли в Китай с буддизмом и в основном следовали индийским образцам.
    Г. А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ХУНЬ ПО" в других словарях:

  • ХУНЬ — ХУНЬ, в китайской мифологии душа человека, после смерти уходящая в небо. Связана с силами ян (см. ИНЬ ЯН) …   Энциклопедический словарь

  • хунь — ХУНЬ, заимств. (кет.). – Дочь (прим. авт., 1. 20). – Дочь! Хунь, значит, – ухмыльнулся Ондрюшка. – Блудаю в твоих словах (2. 431) …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • ХУНЬ — в китайской мифологии душа человека, после смерти уходящая в небо. Связана с силами ян …   Большой Энциклопедический словарь

  • ХУНЬ — в китайских мифологических представлениях душа (наряду с по, лин и др.). Считалось, что душа X. связана с силами ян, а душа по с инь (см. Инь и ян). Душа X. управляет духом человека, а по его телом. Предполагали, что после смерти человека X.… …   Энциклопедия мифологии

  • хунь по — см. души небесные и земные …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Хунь —          в кит. миф. представлениях душа (наряду с по, лин и др.). Считалось, что душа Х. связана с силами ян, а душа по с инь. Душа Х. управляет духом человека, а по его телом. Предполагали, что после смерти человека Х. улетает на небо, а по… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Хунь-чунь-хэ — (Хунчунка) река в Маньчжурии, в провинции Гиринь, левый приток реки Ту мынь улы, близ русско китайской границы, берет начало из хребта Мугдохэн. Первоначально река течет с З. на В., затем извивается к Ю. и, сделав в нижнем течении поворот к Ю.З …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Хунь-чунь — или Хунчун китайский гор. в Гириньской провинции Маньчжурии, созданный искусственно китайским правительством административно военный центр, на правом берегу реки Х. чунь хэ, в 25 верстах от русского пограничного Хуньчунского караула. Обнесен… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • хунь дунь — см. хаос …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Саммо Хунь — Само Хун Хун Цзиньбао (кит. 洪金寶, пиньинь Hóng Jīnbǎo, кант. Хун Кампоу, более известный как Саммо Хунг Кам Бо или просто Саммо Хун; род. 7 января 1952, Гонконг)  знаменитый гонконгский кинорежиссёр, актёр, постановщик боевых сцен, мастер кунг фу …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.