ТЯНЬТАЙ ШКОЛА

ТЯНЬТАЙ ШКОЛА
ТЯНЬТАЙ ШКОЛА
    ТЯНЬТАЙ ШКОЛА (Тяньтай-цзун) — одно из трех, наряду с Хуаянь школой и Чань школой, важнейших течений в китайском буддизме. Тяньтай школа фактически основана ученым монахом Чжии (538—597), хотя традиция считает его только третьим патриархом школы. Опорным для школы текстом является “Сутра лотоса благого закона” (“Мяо фа ляньхуа цзин”, санскр. “Саддхарма пундарика сутра”), больше известная просто как “Лотосовая сутра”, перевод которой на китайский язык был выполнен еще Кумарадживой (Цзюмолоши, ок. 350—409). Собственно Чжии принадлежат три произведения, или проповеди, записанные его учеником и наследником, патриархом Гуаньдином (561—632), которые тот издал уже после смерти учителя: “Фа хуа вэнь цзюй” (“Фразы “Сутры лотоса благого закона””), “Фа хуа сюань и” (“Скрытый смысл “Сутры лотоса благого закона””) и “Mo хэ чжи гуань” (“Великое прекращение неведения и видение сути”). В доктринальном плане Тяньтай школа признает деление “Лотосовой сутры” на две части: “вступительную” и “основную”. В первой содержатся проповеди Будды Шакьямуни, возвещающие спасение всем живым существам и возможность для всех, даже женщин, стать буддой (чего в других сутрах нет). Во второй части Будда говорит о том, что “Лотосовую сутру” после его ухода из мира будут хранить и распространять бесчисленные бодхисаттвы, достигшие просветления собственными усилиями. Здесь же Будда говорит, что сам он достиг просветления в бесконечно далеком прошлом, будет существовать вечно, а принц Сиддхартха под деревом Бодхи и все будды прошлого, настоящего и будущего — его “превращенные тела”. Т. о., каждое живое существо в перспективе станет буддой. Для обоснования превосходства Тяньтай школы над другими направлениями махаянского буддизма Чжии предложил пятиступенную иерархию буддийского знания, скоррелированную с пятью этапами проповеди Будды после просветления, в каждый из которых он открывал людям доступную им в данный момент часть благого закона. Первые четыре периода были подготовительными для принятия людьми в пятом периоде “истинного закона”, или “учения круга” (символа полноты и завершенности). В первый период, Хуаянь, Будда, сразу после просветления поддеревом Бодхи, не сходя с места в течение трех недель, проповедовал о единстве всех форм существования и отсутствии различий между феноменами, что было отражено в “Аватамсака-сутре” (“Хуа янь цзин”). Поскольку смысл этой проповеди оказался доступен только бодхисаттвам, Будда перешел к более простому изложению учения, т. е. к бенаресской проповеди в Оленьем парке, по названию которого (Луюань) назван второй период, когда было возвещено и записано в сутрах Агамы учение о “четырех благородных истинах”. В третий период, длившийся 8 лет и получивший наименование Фангуан, было проповедано учение о бодхисатгве, нашедшее отражение, в частности, в “Сутре о Вималакирте” (“Вэймо цзин”). Четвертый период, длившийся 22 года, был посвящен учению о праджне (божэ), “интуитивном знании”, или “совершенной мудрости”, и проповеди этого периода были затканы как Праджняпарамиты сутры, на которых основывалось учение Нагарджуны и других мадхьямиков о “пустотности” (шунья, кит. кун), нашедшее отражение, в частности, в “Маха праджня парамита-шастре” (“Дачжиду лунь”). Наконец, через 42 года подготовительной проповеди, Будда открыл ученикам “истинный закон”, заключенный в “Лотосовой сутре”., В этот последний, пятый период, длившийся 8 лет, был раскрыт “сокровенный смысл” (сюань и) учения, что и отражено в “Сутре о нирване” (“Непань цзин”), зафиксировавшей завершающую проповедь, которую Будда произнес за сутки до оставления им земного мира. Именно проповеди пятого периода, наиболее глубокие и совершенные, и хранит в виде доктринального комплекса “Лотосовой сутры” Тяньтай школа, что призвано свидетельствовать о ее превосходстве над всеми остальными течениями буддийской мысли.
    Γ.Α. Ткаченко
    У (кит., букв. — вещь, объект) — одна из центральных категорий китайской философии, сочетающая два основных значения: 1) вещь, существо, тварь, включая человека (жэнь у, букв. — человеческая вещь); 2) предмет, объект, не-я как противоположность мыслящему субъекту (у во, букв. — вещь и я). Исходные этимологические значения: на иньских гадательных костях — “цвет вспаханной земли”, “разноцветный”, “пестрый бык”; более поздние, чжоуские — “бык, жертвенное животное”, “род, вид, класс”, “обозначение, символ”. Этимологическим наследием в семантике У стали идеи одушевленности (в иероглифе присутствует ключевой элемент — “бык”), взаимосвязи с действующим субъектом (второй компонент иероглифа имеет исходное значение “вспашка земли, земледелие”), классификации всего многообразия вещей и дел (пестроты мира) в “10 000 родов”.
    У в целом трактовалось китайскими философами как “оформленное” (см. Син — телесная форма) и “деятельное” (вэй) проявление общемировой “пневмы” (ι<κ), подразумевающей также субстантивацию духовных начал. Согласно “Си цы чжуани” (4 в. до н. э.), “осемененная пневма образует вещи”; аналогично в ^ань-цзы” наличие “семени” (цзин) означает “рождение всякой вещи” от злаков и небесных светил до “навей и духов” — гуй шэнь (см. Шэнь). Под У могли пониматься и материальное, телесно-чувственное явление (“Чжуанцзы”: “Все, что обладает видом, фигурой, звучанием, цветом, есть вещь”), и идеализированный образ действительности (в “Дао дэ цзине” дао — это У). В древнекитайских протологических и лингвистических теориях У — общее обозначение референта любой номинации, необходимым коррелятом которого являются “имя”, “слово”, обозначение или сам обозначающий субъект: согласно “Ли изо”, “слова обладают У”, т. е. значениями; в “Мо-цзы” “всеобщая любовь” и агрессивная война суть “вещи” (У), отличные от частного, конкретного объекта — “реалии” (ши). В классификациях “имен” У фигурирует в качестве наиболее общей категории — “всеобщего имени” (да мин) у моистов (см. Mo цзя) и “большого общего имени” (да гун мин) в “Сюнь-цзы”. В “Гунсунь Лунцзы” (4—3 вв. до н. э.) У и чжи (в значении “палец”, “показатель”) составляют универсальную оппозицию “означаемое — означающее”. В понятии “У” сочетается также субстанциальный и процессуальный смысл (ср. лат. res, англ. thing, нем. Ding, франц. chose и др. — “вещь”, “дело”, “обстоятельство”), что получило явное выражение в истолковании термина “гэу” (“выверение вещей”, см. Чжи-син) из “Да сюэ”, древнейший комментатор которого Чжэн Сюань (127—200) уподобил У “делам”, Чжу Си определил как “дела и вещи” (ши У), а Ван Янмин — прямо как “дела”.
    В отличие от западного понятия “вещь”, которое может быть применено к человеку только в уничижительном смысле, китайское У включает и человека: “Указывая на число вещей, говорят: их тьма (десять тысяч). Человек является единицей в этом числе” (“Чжуан-цзы”).
    Как явления субстанционно-процессуальные У подчинены универсальному закону Пути (дао) и структурируемы принципами (ли), чтобыло сформулировано уже в “Хань Фэй-цзы”: “Путь делает тьму вещей таковыми, каковы они суть, и определяет тьму принципов. Принципы суть знаки (вэнь), формирующие вещи”. Сочетание “у ли” (“принципы вещей”) стало синонимом научного познания всего “между небом и землей”, а в новейшее время сузилось до “физики”. Янь Фу (1854—1921) использовал У для перевода дарвиновских терминов “вид” (у чжун) и “борьба за существование” (у цзин). В современном языке У — формант терминов “материя” (у чжи) и “материализм” (вэй-у-чжу-и).
    Лит.: КобзевА. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, с. 85—92; Гэ Жучцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987, с. 216-38.
    А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ТЯНЬТАЙ ШКОЛА" в других словарях:

  • Тяньтай — Хуэйвэнь, первый патриарх Тяньтай …   Википедия

  • школа устава — ЛЮЙ ШКОЛА Виная, школа Устава . Др. назв. Наньшань люй (цзун) ( школа Уложений с Южн. гор ), Наньшань (цзун) ( школа с Южн. гор ). Течение в буддизме, считающее гл. путем достижения просветления и освобождения от мирской грязи строгое соблюдение… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • тяньтай-цзун — кит. будд. школа, доктринально и организационно оформившаяся в 6 в. благодаря усилиям монаха Чжии и его учеников. Название свое Т ц. получила по имени горы Тяньтай, на к рой жил и проповедовал Чжии. Канонич. текстом Т. ц. является «Сутра Лотоса… …   Буддизм

  • ЦЗИНТУ ШКОЛА —     ЦЗИНТУ ШКОЛА (школа Чистой земли; др. названиеЛянь цзун Секта лотоса) одно из крупнейших течений китайского буддизма. Название происходит от основного постулата школы: будда Амитабха центральный объект поклонения секты обитает в некой “Чистой …   Философская энциклопедия

  • фасин школа — Фасин цзун. Обобщающее назв. Саньлунь школы, Хуаянь школы и Тяньтай школы, к рые одинаково трактовали сущность дхарм (санскр. дхар мата, кит. фа син, см. Фа (1), п. 2). В учении Ф.ш., осн. на доктринах одного из направлений махаяны мадхьямики (см …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • чжии — Чэн Дэань 538, Хуажун окр. Цзинчжоу (к юго зап. от Цяньцзяна пров. Хубэй), 597 Буд. наставник, фактич. создатель Тяньтай школы. Ученик Хуэйсы. В 567 отправился в Цзиньлин (совр. Нанкин) для проповеди буддизма. В 575 поселился в горах Тяньтайшань …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • буддизм — Философско религ. течение, начавшее проникать в Китай на р же н.э. из Индии. Процесс адаптации Б. к кит. культуре продолжался несколько столетий и привел к возникновению самобытных форм буд. философии и культовой практики. Согласно традиции,… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Цзинту — Будда Амитабха, XII век, Камакура, Япония. Буддизм Чистой Земли (кит. 净土宗 цзинтуцзун; яп. 浄土宗, дзёдо сю; вьетн. Tịnh Độ Tông), также амидаизм, амитоизм  школа буддизма Махаяны и в настоящее время самая распространённая ветвь дальневосточного… …   Википедия

  • Буддизм Чистой Земли — Будда Амитабха, XII век, Камакура, Япония. Буддизм Чистой Земли (кит. 净土宗 цзинтуцзун …   Википедия

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»