ЦЗИНТУ ШКОЛА

ЦЗИНТУ ШКОЛА
ЦЗИНТУ ШКОЛА
    ЦЗИНТУ ШКОЛА (школа Чистой земли; др. названиеЛянь цзун — Секта лотоса) — одно из крупнейших течений китайского буддизма. Название происходит от основного постулата школы: будда Амитабха — центральный объект поклонения секты — обитает в некой “Чистой земле” (Цзин ту) на Западе и стремится спасти все живые существа. В основе учения Цзинту школы лежит идея “думания о Будде” (нянь фо) — перманентного вызывания в сознании образа будды и достижения тем самым спасения через веру в будду Амитабху. Цзинту школа вышла из “Общества лотоса” (Лянь шэ), или“Общества Белого лотоса” (Байлянь шэ), первопатриархом которого считается Хуэйюань (4 — нач. 5 в.). Он и его 18 ближайших последователей объявили, что занимаются пестованием “чистого дела”, т. е. бупдизма, на основе безмерной веры и постоянного размышления над сущностью будды Амитабхи, опираясь при этом на сакральную силу обета Амитабхи спасти все живые существа. Название “Общество Белого лотоса” возводят к преданию о том, как поэт Се Линьюнь увидел медитирующего Хуэйюаня и в память о чистоте и спокойствии, веявших от буддиста, посадил белые лотосы в прудах монастыря Дунлиньсы.
    Таньлуань (кон. 5—6 в.), последователь Хуэйюаня, на основе ряда постулатов основоположника мадхьямики Нагарджуны разработал концепцию двух путей, вошедшую в доктрину Цзинту школы: “Путь трудных поступков (трудного прохождения)” и “Путь легких поступков (легкого прохождения)”. Первый заключается в попытке достичь освобождения, опираясь лишь на собственные усилия, второй — в достижении освобождения с опорой на следование предписаниям Цзин ту школы. Он же привнес в школу ряд даосских методик достижения долголетия, почерпнутых у знаменитого даосского мага Тао Хунцзина. По некоторым версиям, именно Таньлуань был основателем Цзинту школы, хотя в его время этот термин как самоназвание школы не употреблялся. Согласно традиции, дальнейшая линия школы была продолжена Даочо (6—7 вв.). Он разработал доктрину “школы пути мудреца” и “школы пути Цзинту школы”. Первый путь заключен в учении о достижении освобождения через размышления, мудрствования и реализацию укорененного в сознании структурообразующего “принципа” (ли) мироздания. Второй путь — спасение верой в силу Амитабхи. Даочо полагал, что в текущую эпоху “утраты дхармы” лишь Цзинту школа способна нести высший смысл учения Будды. Окончательным докгринальным оформлением Цзинту школа обязана трудам Шаньдао (7 в.), которого иногда называют основателем школы. Он составил комментарий к важнейшим книгам Цзинту школы, впоследствии повлиявший на развитие учения Цзинту в Японии. На взгляды Шаньдао большое воздействие оказала доктрина его учителя Даочо: “Повторяя имя, думаем о Будде”, реализуемая в практике многократного, порой до сотен раз в минуту, повторения имени Амитабхи. Это вводило последователя в состояние транса и позволяло ему “выйти из мирской пыли”, приобщиться к “сиятельному телу Будды”.
    В 12—14 вв. ряд постулатов Цзинту школы стал пользоваться популярностью и за ее пределами. В частности, учителя Чань школы, Люй школы, Ми школы и др. предписывали последователям изучать канонические произведения Цзинту школы и даже составляли к ним комментарии. Обратившийся в буддизм конфуцианец Чжисюй (14 в.) изложил учение Цзинту школы в терминах и понятиях Тяныпай школы. С того времени наметилось сходство ряда концептуальных положений школ Цзинту и Тяньтай, что особенно ярко проявилось при династии Цин (1644—1911).
    Согласно сотериологической доктрине Цзинту школы, многократное повторение имени будды приведет к тому, что после смерти последователя Амитабха призовет его к себе в западную “Чистую землю” (или в “Западный мир Предельной радости” — Цзилэ шицзе). Практика “думания о Будде” составляет комплекс “внутренних причин” (нэй инь), ведущих к просветлению, а сила обетования Амитабхи реализует “внешние проявления” (вай сян) духовного совершенствования. “Думание о Будде” практиковалось в трех видах: 1) посредством произнесения имени будды; 2) посредством взирания на изображения будды; 3) как “думание” об истинной безатрибутной (не бытийной, но и не пустотной) сущности будды. “Думание посредством произнесения имен” относилось к типу медитативных приемов, опирающихся на “возбуждение сердца” (сань синь), т. е. стимуляцию определенных областей сознания с помощью идеомоторных психических механизмов, а два др. вида этой практики — к методам “умиротворения сердца” (дин синь), или“взирания и выверения” (гуань ча), основанных на постепенной транквилизации сознания с использованием ассоциативной коррекции импульсов подсознания. Хуэйюань и его прямые последователи в основном практиковали методы “умиротворения”, сложность которых ограничивала число последователей. Со времен Таньлуаня оба подхода начали сочетаться, а затем постепенно на первый план выступило “думание посредством произнесения имен”, что открывало дорогу большему числу адептов.
    Начиная с Шаньдао, стало принято разделять практику Цзинту школы на “истинные поступки” (чжэн син) и “различные поступки” (цза син). К “истинным поступкам” относился особый тип поведения, предписываемый в трактатах Цзинту школы, к “различным” — все остальные поступки, не противоречащие буддийской доктрине. “Истинные поступки” делились на пять категорий: поклонение будде Амитабхе; его восхваление; созерцание его изображения, вызывание в сознании его образа, размышления над смыслом “тела Будды”; чтение вслух канонических книг школы; рецитация имени Амитабхи, занявшая центральное место в практике Цзинту школы. Параллельно с формированием доктринальных постулатов наметились расхождения между учителями школы, в частности относительно того, на что следует опираться на пути к освобождению. Напр., Хуэйюань предлагал опираться исключительно на собственные силы и использовать для достижения “просветления” как практику “возбуждения сердца”, так и методы “умиротворения сердца”; Шаньдао ставил во главу угла силу обета Амитабхи, реализующую уход из этого мира и возрождение в мире ином.
    Основными каноническими книгами школы считаются “Сутра безмерного долголетия” (“У лян шоу цзин”), описывающая силу обета Амитабхи, дарующего спасение живым существам, и смысл его добродетели, “Сутра о взирании на безмерное долголетие” (“Гуань у лян шоу цзин”) — о доктрине возрождения в “Чистой земле” и “Амитабха сутра” (“Амитофо цзин”) — о том, как опираться на силу имени будды.
    В 12 в. монах Фажань принес доктрину Цзинту школы в Японию. Японское направление Цзинту школы (Дзёдо ею), интерпретировавшее учение Шаньдао, довело до крайности идею рецитации имени Амитабхи. Сохранились миниатюрные скульптуры, изображающие японских последователей Цзинту школы с вытянутым длинным языком, на котором сидит десяток будд, — это символизировало многократное повторение его имени.
    Цзинту школа оказала огромное влияние на идеологию сектантских объединений и тайных обществ в Китае. Это влияние особенно ярко проявилось в учениях о спасении избранного числа последователей секты в момент вселенской катастрофы, а также в дальнейшей разработке, мифологизации и фольклоризации идеи “Чистой земли Предельной радости”. Цзинту школа сохранилась в КНР, Японии и, в меньшей степени, в ряде стран Юго-Восточной Азии. Лит.: Шанвдао даши яньцзю (Исследование о наставнике Шаньдао), б. м., 1927; СяоЛиюань. Чжунго Цзинту цзяо яньцзю (Исследование об учении Цзинту в Китае), б. м., 1950; Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм), т. 1. Шанхай, 1980, с. 266—72; Цзяньмин чжунго фоцзяо ши (Краткая история китайского буддизма). Шанхай, 1986, с. 244—49.
    А. А. Маслов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ЦЗИНТУ ШКОЛА" в других словарях:

  • Цзинту — Будда Амитабха, XII век, Камакура, Япония. Буддизм Чистой Земли (кит. 净土宗 цзинтуцзун; яп. 浄土宗, дзёдо сю; вьетн. Tịnh Độ Tông), также амидаизм, амитоизм  школа буддизма Махаяны и в настоящее время самая распространённая ветвь дальневосточного… …   Википедия

  • школа устава — ЛЮЙ ШКОЛА Виная, школа Устава . Др. назв. Наньшань люй (цзун) ( школа Уложений с Южн. гор ), Наньшань (цзун) ( школа с Южн. гор ). Течение в буддизме, считающее гл. путем достижения просветления и освобождения от мирской грязи строгое соблюдение… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • цзинту-цзун — будд. школа, а по существу течение в кит. буддизме, идейной основой к рого является вера в возможность человека возродиться после смерти в «чистой земле» будды Омито (Амида), своеобразном будд. рае. «Цзинту» «чистая земля». Становление Ц. ц.… …   Буддизм

  • секта лотоса — ЦЗИНТУ ШКОЛА Школа Чистой земли . Др. назв. Лянь цзун (Секта лотоса) Одно из крупнейших течений кит. буддизма. Назв. происходит от осн. постулата Ц.ш.: будда Амитабха центр, объект поклонения секты обитает в некой Чистой земле (Цзин ту) на Западе …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… …   Философская энциклопедия

  • каноноведение — ЦЗИН СЮЭ Каноноведение, учение о канонах . Обобщающее назв. традиции комментирования конф. канонич. (цзин (1), см. Цзин вэй) книг. Ее основателями, согласно принятой в конфуцианстве версии, были Цзы Ся (5 в. до н.э.) ученик Конфуция (6 5 вв. до н …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • буддизм — Философско религ. течение, начавшее проникать в Китай на р же н.э. из Индии. Процесс адаптации Б. к кит. культуре продолжался несколько столетий и привел к возникновению самобытных форм буд. философии и культовой практики. Согласно традиции,… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ло цин — Ло Хуэй, Ло цзу ( патриарх Ло ). 1443 1527. Религ. мыслитель, основоположник синкретич. секты Ло цзяо ( Учение Ло ), или Увэй цзяо ( Учение о недеянии ). Осн. соч. Пятикнижие Л.Ц. ( Л.Ц. у бу цзин ) представляет собой переход от традиции передачи …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • хуэйюань — 334, Лоуфань (совр. уезд Дайсянь пров. Шэньси), 416 Буд. монах, мыслитель, в творчестве к рого мотивы и фразеология традиц. кит. идейных течений, гл. обр. даосизма, соединились с императивами буд. подвижничества. Почитается в буд. Цзинту школе… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Кван Ум — Школа Дзэн Кван Ум кор. 관음선종회 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»