- “У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (Черты конкретной метафизики)”
- “У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (́Черты конкретной метафизики)”
-
“У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (Черты конкретной метафизики)” — неоконченная книга П. А. Флоренского, части которой он писал с 1917 по 1926, но включил в нее и некоторые ранние работы. Флоренскому удалось опубликовать лишь несколько частей книги: “Общечеловеческие корни идеализма” (“Богословский вестник”, 1909, № 2—3); “Смысл идеализма” (В память столетия (1814—1914) Имп. МДА., ч. 2. Сергиев Посад, 1915); “Символическое описание” (“Феникс”, кн. 1. M., 1922). Издательство “Поморье” собиралось печатать книгу выпусками, но эти планы не осуществились. Начиная с конца 1960-х гг. неопубликованные части книги выходят и в России, и за рубежом. В серии “Философское наследие” вышли (Соч. в 4 т., т. 3 (1), 3 (2). M., 1999) все сохранившиеся части книги по следующему плану: Часть первая. Образ и словоI. На МаковцеII. Пути и средоточияIII. Обратная перспективаIV. Мысль и язык (1. Наука как символическое описание. 2. Диалектика. 3. Антиномия языка. 4. Термин. 5. Строение слова. 6. Магичность слова. 7. Имеславие как философская предпосылка.)V. ИтогиЧасть вторая. Воплощение формы (Действие и орудие)I. Homo faberII. Продолжение наших чувствIII. ОрганопроекцияIV. Символика виденийV. ХозяйствоVI. Макрокосм и микрокосм Часть третья. Понятие формыI. Понятие формы. ЦелоеII. Divina sive aurea sectio. Золотое сечениеIII. Золотое сечение в применении к расчленению времени. Целое во времени. Организация времени. Циклы развитияIV Смысл закона золотого сечения. Signatura nenim. Формула формыV. Разбор некоторых суждений о законе Цейзинга Часть четвертая. Имя рода (История, Родословие и наследственность)Об историческом познании Часть пятая. ИдеализмСмысл идеализма (метафизика рода и лика) Общечеловеческие корни идеализма (философия народов) Часть шестая. Имена. Метафизика имен в историческом освещении. Имя и личностьИмена (1. Ономатология. 2. Словарь имен.) Часть седьмая. Об ориентировке в философии (Философия и жизнечувствие)Примерное содержание чтений 1921—22 уч. года в Московской духовной академии э.-о. проф. священника П. А. Флоренского “Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания” Предварительные планы и заметки к лекциям Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропониманияЧасть девятая. Символотворчество и закон постоянства Теодицея “Столпа и утверждения Истины” для своего завершения требовала антроподицеи, оправдание Бога требовало и оправдания человека. Антроподицея пытается ответить на вопрос, как в человеке, созданном по образу и подобию Божию, может корениться грех и зло. Проблеме антроподицеи и посвящена книга “У водоразделов мысли”. Антропология Флоренского “не есть самодовлеемость уединенного сознания, но есть сгущенное, представительное бытие, отражающее собою бытие расширенно-целокупное: микрокосм есть малый образ макрокосма, а не просто что-то само в себе” (там же, т. 3 (1), с. 41). Его антропология онтологична и теологична. В основе познания строения человека лежит интуиция образа Божия; в основе познания освящения человека — интуиция страха Божия, света, ритма Иисусовой молитвы; в основе познания деятельности человека — интуиция удивления и воплощения. Антроподицея Флоренского укоренена в идее обожения человека, всего его существа: телесного состава, мысли, всех видов его деятельности. В книге развивается также теория символа: “символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет т. о. в себе эту последнюю” (там же, с. 257). Многие разделы посвящены философии имени, где имя понимается онтологично, а не условно, субъективно. Изд.: Соч. в 2 т., т. 2 (1,2). M., 1990; Соч. в 4 т., т. 3 (l, 2). M., 1999.Игумен Андроник (Трубачев), С. М. Половинкин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.