- “ТРЕТИЙ ГУМАНИЗМ”
- “ТРЕТИЙ ГУМАНИЗМ”
-
“ТРЕТИЙ ГУМАНИЗМ” (нем. der Dritte Humanismus) — идейное движение в Германии 20-х — 30-х гг. 20 в., возникшее по инициативе и под влиянием трудов В. Йегера и ставившее своей целью превращение системы духовных ценностей, унаследованных от классической Греции, в моделирующую силу современной немецкой культуры и образования. Впервые название “Третий гуманизм” прозвучало в докладе последователя Йегера Э. Шпрангера “Современное положение гуманитарных наук и школа” (Der gegenwärtige Stand der Geisteswissenschaften und die Schule, 192l): греческое наследие дважды, в эпоху Ренессанса и во времена Гёте, оказывало решающее влияние на духовную жизнь Новой Европы; нынешний, третий этап его адаптации будет отличаться небывалой глубиной освоения и широтой претворения в действительность. Йегером в его начинании двигали смешанные и противоречивые мотивы. С одной стороны, присущее ему острое переживание незаменимой ценности и хрупкости культурной традиции, подвергнутой столь очевидной опасности в годы 1-й мировой войны, побуждало его к поиску наиболее устойчивой кулътурообразующей константы, которую он находил в антропоцентристских основаниях греческой культуры. Для обозначения этого феномена Йегер избрал греческое слово “пайдейя”, в латинской передаче Цицерона звучащее как humanitas (от homo — человек), которое означает одновременно как воспитание, т. е. передачу культуры, так и саму культуру Именно это имя Йегер дал трехтомному сочинению, ставшему главным документом “третьего гуманизма” (“Paideia”; 1-й том вышел в Германии в 1934,2-й том — в 1944, уже после эмиграции Йегера в США; на английском языке все три тома были опубликованы в 1939—44). В этом труде, представляющем собой, по выражению самого Йегера, “историю греческого духа” от Гомера до Платона, он стремился показать, как на всем протяжении греческой истории архаического и классического периодов одни и те же фундаментальные нравственные ценности, репродуцируемые посредством системы воспитания, основанной на изучении лучших образцов поэзии, в первую очередь эпической, из раза в раз оказываются главной причиной не только духовных, но, благодаря формированию гражданских доблестей, также и политических достижений.Инициируя “третий гуманизм”, Йегер, несомненно, стремился укрепить свое академическое положение и приспособиться к меняющейся политической обстановке. Примечательное свидетельство этому дает выпущенный им в начале весны 1933, через месяц после назначения Гитлера рейхсканцлером, памфлет “Воспитание политического человека и Античность” (Die Erziehung des politischen Menschen und die Antike), где, приведя ряд примеров из древнегреческой литературы (среди них — “героизм защитников отечества” у Гомера, “героизм труда” у Гесиода и “образ вождя” в лице Перикла у Фукидида), Йегер призывает к реформированию классического образования в школе в таком направлении, которое способствовало бы выполнению “особой исторической задачи, стоящей перед немецким народом” — “формированию нового, политического типа человека”.Реакция современников на “третий гуманизм” не была единодушно положительной. За год до смерти престарелый У. фон Вилалювиц-Мёллендорф успел критически отозваться об организованной Йегером в 1930 и имевшей широкий резонанс конференции “Проблема классического и Античность”. Но самый решительный протест против концепции Йегера прозвучал со стороны выдающегося немецкого филолога Б. Снелля. В опубликованной в 1935 рецензии на 1-й том “Пайдейи” он показал, что поставить это понятие в центр всей греческой культуры Йегеру удалось только ценой искаженного толкования источников. Идея воспитательной роли поэзии принадлежит софистам; Гомеру она не только неведома, но и чужда. Гуманизм Йегера не только основан на ложных посылках, но и опасен присущим ему сочетанием абстрактности с политизацией, в то время как одного феномена античного рабства достаточно, чтобы убедиться, что политические институты греческого полиса не могут служить образцом для устроения современной жизни в том смысле, в каком для Гёте была образцом греческая трагедия.В позднейшей историографии “третий гуманизм” стал рассматриваться как культурологический коррелят государственнотеоретической концепции “третьего рейха”. Однако влияние идей Йегера этим никак не ограничивается. Из основанных им в период расцвета движения двух журналов один, “Gnomon”, по сей день остается самым влиятельным органом научной критики во всех областях антиковедения; другой, “Die Antike”, имевший научно-популярное направление, продолжает свое существование в обновленном виде как “Antike und Abendland”. Переводчик “Пайдейи” на английский язык Гильберт Хайет, вдохновленный гуманистическими исканиями Йегера, в небывалой степени способствовал популяризации античного наследия в Америке.Лит.: Йегер В. Пайдейя, т. 2, пер. М. Н. Ботвинника, М., 1997; Idem. Humanistische Reden und Vorträge. B., 1937; SnellB. Gesammelte Schriften. Gott., 1966, S. 32—54; Rüdiger H. Der Dritte Humanismus,— Humanismus (\\fege der Forschung, 17). Darmstadt, 1970, S. 206-223; Wilamowitz-Möllendoiff U. von. Selected Correspondence 1869—1931, ed. by W. M. Calder III.- “Antiqua”. Napoli, 1983, 23.A. A. Poccuyc
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.