«ТРЕТИЙ ГУМАНИЗМ»

«ТРЕТИЙ ГУМАНИЗМ»
«ТРЕТИЙ ГУМАНИЗМ»
(нем. der Dritte Humanismus)– идейное движение в Германии 20-х–30-х гг. 20 в., возникшее по инициативе и под влиянием трудов В.Йегера и ставившее своей целью превращение системы духовных ценностей, унаследованных от классической Греции, в моделирующую силу современной немецкой культуры и образования. Впервые название «Третий гуманизм» прозвучало в докладе последователя Йегера Э.Шпрангера «Современное положение гуманитарных наук и школа» (Der gegenwärtige Stand der Geisteswissenschaften und die Schule, 1921): греческое наследие дважды, в эпоху Ренессанса и во времена Гёте, оказывало решающее влияние на духовную жизнь Новой Европы; нынешний, третий этап его адаптации будет отличаться небывалой глубиной освоения и широтой претворения в действительность. Йегером в его начинании двигали смешанные и противоречивые мотивы. С одной стороны, присущее ему острое переживание незаменимой ценности и хрупкости культурной традиции, подвергнутой столь очевидной опасности в годы 1-й мировой войны, побуждало его к поиску наиболее устойчивой культурообразующей константы, которую он находил в антропоцентристских основаниях греческой культуры. Для обозначения этого феномена Йегер избрал греческое слово «пайдейя», в латинской передаче Цицерона звучащее как humanitas (от homo – человек), которое означает одновременно как воспитание, т.е. передачу культуры, так и саму культуру. Именно это имя Йегер дал трехтомному сочинению, ставшему главным документом «третьего гуманизма» («Paideia»; 1-й том вышел в Германии в 1934,2-й том – в 1944, уже после эмиграции Йегера в США; на английском языке все три тома были опубликованы в 1939–44). В этом труде, представляющем собой, по выражению самого Йегера, «историю греческого духа» от Гомера до Платона, он стремился показать, как на всем протяжении греческой истории архаического и классического периодов одни и те же фундаментальные нравственные ценности, репродуцируемые посредством системы воспитания, основанной на изучении лучших образцов поэзии, в первую очередь эпической, из раза в раз оказываются главной причиной не только духовных, но, благодаря формированию гражданских доблестей, также и политических достижений.
    Инициируя «третий гуманизм», Йегер, несомненно, стремился укрепить свое академическое положение и приспособиться к меняющейся политической обстановке. Примечательное свидетельство этому дает выпущенный им в начале весны 1933, через месяц после назначения Гитлера рейхсканцлером, памфлет «Воспитание политического человека и Античность» (Die Erziehung des politischen Menschen und die Antike), где, приведя ряд примеров из древнегреческой литературы (среди них – «героизм защитников отечества» у Гомера, «героизм труда» у Гесиода и «образ вождя» в лице Перикла у Фукидида), Йегер призывает к реформированию классического образования в школе в таком направлении, которое способствовало бы выполнению «особой исторической задачи, стоящей перед немецким народом» – «формированию нового, политического типа человека».
    Реакция современников на «третий гуманизм» не была единодушно положительной. За год до смерти престарелый У.фон Виламовиц-Мёллендорф успел критически отозваться об организованной Йегером в 1930 и имевшей широкий резонанс конференции «Проблема классического и Античность». Но самый решительный протест против концепции Йегера прозвучал со стороны выдающегося немецкого филолога Б.Снелля. В опубликованной в 1935 рецензии на 1-й том «Пайдейи» он показал, что поставить это понятие в центр всей греческой культуры Йегеру удалось только ценой искаженного толкования источников. Идея воспитательной роли поэзии принадлежит софистам; Гомеру она не только неведома, но и чужда. Гуманизм Йегера не только основан на ложных посылках, но и опасен присущим ему сочетанием абстрактности с политизацией, в то время как одного феномена античного рабства достаточно, чтобы убедиться, что политические институты греческого полиса не могут служить образцом для устроения современной жизни в том смысле, в каком для Гёте была образцом греческая трагедия.
    В позднейшей историографии «третий гуманизм» стал рассматриваться как культурологический коррелят государственно-теоретической концепции «третьего рейха». Однако влияние идей Йегера этим никак не ограничивается. Из основанных им в период расцвета движения двух журналов один, «Gnomon», по сей день остается самым влиятельным органом научной критики во всех областях антиковедения; другой, «Die Antike», имевший научно-популярное направление, продолжает свое существование в обновленном виде как «Antike und Abendland». Переводчик «Пайдейи» на английский язык Гильберт Хайет, вдохновленный гуманистическими исканиями Йегера, в небывалой степени способствовал популяризации античного наследия в Америке.
    Литература:
    
Йегер В. Пайдейя, т. 2, пер. М.Н.Ботвинника, М, 1997;
    Idem. Humanistische Reden und Vorträge. В., 1937;
    Snell B. Gesammelte Schriften. Gött., 1966, S. 32–54;
    Rüdiger H. Der Dritte Humanismus. –
    Humanismus (Wege der Forschung, 17). Darmstadt, 1970, S. 206–223;
    Wilamomtz-Möllendorff U. von. Selected Correspondence 1869–1931, ed. by W.M.Calder III. – «Antiqua». Napoli, 1983, 23.
    A.A.Poccuyc
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "«ТРЕТИЙ ГУМАНИЗМ»" в других словарях:

  • “ТРЕТИЙ ГУМАНИЗМ” —     “ТРЕТИЙ ГУМАНИЗМ” (нем. der Dritte Humanismus) идейное движение в Германии 20 х 30 х гг. 20 в., возникшее по инициативе и под влиянием трудов В. Йегера и ставившее своей целью превращение системы духовных ценностей, унаследованных от… …   Философская энциклопедия

  • Третий гуманизм —         связанное прежде всего с именем В. Йегера течение, приведшее к оживлению греч. культуры как стимула образования. Перед лицом распространяющегося историзма они в противоположность к первоначально широким движениям гуманизма и неогуманизма… …   Словарь античности

  • Гуманизм и его устремления — Краткая информация об истории создания носящих общее название документов находится в статье Гуманистический Манифест. У этого термина существуют и другие значения, см. Манифест (значения). «Счастливый человек». Официальный символ АГА и многих… …   Википедия

  • гуманизм (эпоха) — Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико возрожденческого периода     С точки зрения хронологии Гуманизм и Возрождение полностью занимают два века: XV и XVI. Прелюдия, как уже было показано, начинается уже с XIV в.,… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • “ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ” —     “ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ” (Humanisme Integral. Р., 1936) книга Ж. Маритена, ставшая своеобразной теоретической программой диалога католической церкви с миром современной культуры. Проблемное поле этой работы определяется задачей теоретического… …   Философская энциклопедия

  • «ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ» — (Humanisme Integral. P., 1936) – книга Ж.Маритена, ставшая своеобразной теоретической программой диалога католической церкви с миром современной культуры. Проблемное поле этой работы определяется задачей теоретического осмысления возможности… …   Философская энциклопедия

  • МУТАИ РИСАКУ — (р. 1890) – япон. философ, профессор ун та Кэйо (Токио), был сторонником феноменологич. философии; затем эволюционировал к материализму, особенно в трактовке проблем этики. В соч. Третий гуманизм и теория мира ( Дайсан хюманизуму то хэйварон ,… …   Философская энциклопедия

  • Йегер Вернер —         (1888 1961), филолог классик, который релятивистской направленности господствовавших в то время принципов историзма и позитивизма противопоставил идею созидательной ценности античной культуры. Он рассматривал ее как консолидирующий… …   Словарь античности

  • Гуманистический манифест III — Гуманизм и его устремления , носящий подзаголовок Третий гуманистический манифест и являющийся последним преемником Гуманистического манифеста 1933 г., был опубликован в 2003 году Американской Ассоциацией Гуманистов (ААГ), которая подготовила его …   Википедия

  • Гуманистический манифест — У этого термина существуют и другие значения, см. Манифест (значения). Гуманистический манифест (англ. Humanist Manifesto) – общее обозначение трёх манифестов, излагающих принципы современного гуманистического видения мира и носящих… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»