“ТРЕТИЙ РИМ”

“ТРЕТИЙ РИМ”
“ТРЕТИЙ РИМ”
    “ТРЕТИЙ РИМ” — историософская концештия, возникшая в общественно-политической мысли России в период формирования централизованного государства в конце 15—1-й пол. 16 в. Мотивы концепции “Москва — Третий Рим” звучали уже в сочинениях апокрифического характера (“Сказание о князьях Владимирских”, “Повесть о белом клобуке” и т. д.). Окончательный вариант концепции был сформулирован в посланиях инока псковского Елиазарова монастыря Филофея к московским вел. князьям Василию III и Ивану IV Грозному Филофей обращался к Василию III и Ивану IV как к единственным православным государям: “вся христианская царства снидошася в твое едино”, и далее наиболее известная фраза из этих посланий: “два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быта”.
    В историософской концепции “Третий Рим” выделяется несколько аспектов ее становления и бытования. Прежде всего концепция была реакцией на изменение геополитической ситуации, в которой оказалось молодое Российское государство, и моральный кризис, связанный с потерей государственной самостоятельности мировым центром православия — Византийской империей. Падение Константинополя и завоевание Польшей, Литвой и Турцией всех территорий, являвшихся традиционным ареалом распространения православия, при одновременном свержении в северо-восточной Руси почти 300летнего татаро-монгольского ига способствовали утверждению представления о перемещении мирового центра православия и соответственно политического центра из Византии в Москву, превратившуюся в представлении современников в “новый Иерусалим”, “Третий Рим” и т. д. С другой стороны, постоянно испытываемое Российским государством военно-политическое давление как со стороны кочевых степных народов, так и со стороны Запада приводило к возникновению синдрома “осажденной крепости”, необходимости сохранения последнего оплота православия в противостоянии с неблагоприятным внешнеполитическим окружением. При этом идеи концепции “Третьего Рима”, государственного единства всех русских земель способствовали ускоренному формированию русского этноса, складыванию национального самосознания.
    В концепции “Москва — Третий Рим” существовал и политический аспект, способствовавший ее оформлению в подобие полуофициальной государственно-правовой теории — через символику мировой державы (имперский Рим) Москва предстает естественным средоточием, центром объединения всех “истинно христианских” православных земель и народов под скипетром московского государя. Приобретшая в Ιοί? вв. статус полуофициальной политической доктрины, эта теория стала своеобразным ответом молодого Русского государства на универсалистские притязания католической Европы (проекты церковной унии во главе с римским первосвященником и т. п.). Одновременно эта доктрина явилась идеологическим основанием “воссоединительной” политики московских царей, направленной на присоединение к России районов Смоленска, восточной Белоруссии и Украины в 16—17 вв. Однако попытки экстраполяции ее положений на более поздние этапы истории Российского государства, экспликации с ее помощью политики царизма времен империи, предприня
    тые в т. ч. видными отечественными мыслителями (Н. А. Бердяевым, напр.) представляются не вполне обоснованными. Эта доктрина не играла практически никакой роли в стремительном расширении территории Русского государства на юг и восток уже в 17 в. Противоречия между вселенскими политическими притязаниями православного царя, из чисто политических соображений настаивавшего на приведении русского церковного чина в соответствие с греческими канонами, и значительной части мирян и церковного клира, отстаивавшими цельность своей веры и проявлявшими недовольство засильем чужаков в институтах церкви под знаком этой же теории, вылились в весьма болезненный для русского общества и имевший глубокие последствия церковный раскол. Больше того, в середине 17 в. в процессе осуществления церковной реформы выявились спорные моменты в толковании идеи “Третьего Рима” различными группировками элит российского общества, приведшие страну к глубокому политическому кризису и вылившиеся в конфликт между царем Алексеем Михайловичем и московским патриархом Никоном. В полной мере проявившая ограниченность и противоречивость концепция “Москва — Третий Рим” обусловила постепенный отказ от нее официальных кругов Российского государства на протяжении последней трети 17 в. Уже на рубеже 17—18 вв. эта концепция не играла никакой роли в определении внутренней и внешней политики самодержавия. В 19—20 вв. она окончательно стала фактом истории отечественной философской мысли и политической публицистики.
    Лит.: Кудрявцев М. П. Москва — Третий Рим. Историко-градостроительное исследование. М., 1994; Малинин В. Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. К-, 1901; Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (15—16 вв.). М., 1998; L'idea di Roma a Mosca. Secoli 15—16. Fondi per la storia del pensiero sociale msso. Roma, 1993; PoliakovL. Moscow, Troisième Rome. Les intermittences de la mémoire historique. Hachette, 1989; SchaederH. Moskau des Dritte Rome. Darmstsdt, 1957.
    Э. Г. Соловьев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "“ТРЕТИЙ РИМ”" в других словарях:

  • Третий Рим — Третий Рим  европейская религиозно историософская и политическая идея, использовавшаяся для обоснования особого религиозно политического значения различных стран, как преемников Римской империи. Эта идея, основанная на концепции «переноса… …   Википедия

  • «ТРЕТИЙ РИМ» — – историософская концепция, возникшая в общественно политической мысли России в период формирования централизованного государства в конце 15 – 1 й пол. 16 в. Мотивы концепции «Москва – Третий Рим» звучали уже в сочинениях апокрифического… …   Философская энциклопедия

  • ТРЕТИЙ РИМ — «ТРЕТИЙ РИМ», Россия, НАСЛЕДИЕ, 1991, цв. Документальный фильм. Попытка изложения языком кино событий русской истории последних четырех веков. В центре фильма путь Русского царства от рокового семнадцатого века к страшному семнадцатому году.… …   Энциклопедия кино

  • третий рим — сущ., кол во синонимов: 1 • москва (23) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ТРЕТИЙ РИМ — христианское учение о Москве как главном мировом оплоте Православия и Добра. Впервые пророчество о Москве как о Третьем Риме было произнесено иноком Филофеем, старцем псковского Спасо Елеазарова Великопустынского монастыря, еще в царствование… …   Русская история

  • третий Рим — образное название Московского государства. Московское государство в XV XVII веках считалось духовным наследником Византии, так как из Византии Русь приняла православие, а русские цари венчались на царство по византийскому обряду. Как известно,… …   Справочник по фразеологии

  • Третий Рим — Представление о Москве, как о Т. Риме, сложилось среди русских людей XVI в. на почве политических и религиозных воззрений, в связи с явлениями общеевропейской истории. Основная его мысль преемство наследования московскими государями христианско… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Инвестиционная компания «Третий Рим» — Третий Рим «Третий Рим» Тип Частная компания Год основания 2009 Расположение Швейцария: Женева Ключевые фигу …   Википедия

  • Третий Рим — Тр етий Р им (о средневековой Москве) …   Русский орфографический словарь

  • Третий Рим — (о средневековой Москве) …   Орфографический словарь русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»