“СУММА ТЕОЛОГИИ”

“СУММА ТЕОЛОГИИ”
“СУММА ТЕОЛОГИИ”
    “СУММА ТЕОЛОГИИ” (Summa theologiae) — произведение ФомыАквинского. Написана в Риме, Париже и Неаполе в 1265—1273. Фома попытался систематизировать итоги своих трудов и изложить их в достаточно доступном и кратком виде, прежде всего для студентов-теологов. Состоит из трех частей, причем вторая разделяется на две: pars prima, pars prima secundae, pars secunda secundae и pars tertia (согласно наиболее распространенной традиции цитирования, части обозначаются римскими цифрами — S. th. I, I—II, Il—Il, III); каждая часть разделена на вопросы, в свою очередь разделяющиеся на главы — артикулы. В заглавие главы выносится спорный вопрос, затем следует несколько аргументов, дающих противоречащие ответы на него, далее решение вопроса и ответы на аргументы. Каждая глава тесно связана со всеми остальными общей системой аргументации и снабжена внутренними отсылками. “Сумма” не была завершена Фомой в связи с пережитым им экстатическим видением, после которого он прекратил писать. Работа была закончена Реджинальдом из Пиперно, секретарем и другом Фомы, на основе имевшихся материалов. Полная “Сумма теологии” содержит 38 трактатов, 612 вопросов, разделенных на 3120 глав, в которых обсуждается около 10 тыс. аргументов.
    В “Сумме теологии” Фома стремился максимально охватить как фундаментальные общие проблемы, так и предельно конкретные вопросы. Работа включает практически все основные разделы философии — онтологию, гносеологию, этику (единство их обосновывается учением об “обратимости” сущего, истинного и благого) и в имплицитном виде эстетику. Однако в отличие от многих своих современников Фома не уделяет здесь большого внимания логике и натурфилософии. Значительная часть “Суммы” посвящена чисто богословским темам, хотя и исследуемым при помощи философского аппарата, в особенности часть III, 'посвященная воплощению, деяниям и страстям Христа (вопросы 1—59) и таинствам (60—90). Ведя диалог с различными философскими и богословскими концепциями, Фома наиболее часто обращается к Аристотелю, Августину, Псевдо-Дионисию Ареопагиту, Боэцию (философия Платона известна ему только в неоплатонической трактовке).
    В части I обосновывается необходимость теологии как науки со своими целью, предметом и методом исследования (вопрос 1), трактуемой Фомой как наука о первопричине и предельнойиели всего сущего (т. е. о Боге). Поэтому “Сумма” начинается с исследования вопроса о существовании Бога, Его сущности и свойствах (2—43), а затем рассматривается сотворенный мир (44—109). Из части I наиболее важными в философском отношении являются: пять доказательств существования Бога (2), учение о совпадении сущности и существования в Боге (3), понятие о Боге как о Сущем, составляющее ядро философии Фомы (13—14), о тождестве в Боге сущего, благого (5) и единого (11). Теория “сотворения из ничего” получила обоснование в гл. 44—46; основы гносеологии заложены в учении об идеях (15) и в концепции истины как “адекватности” интеллекта и вещи (16—17), а основы этики—в теории зла как “лишенности” блага (48—49). Важное место отведено учению о человеке как существе, составленном из духовной и телесной субстанции (75), анализу природы человеческой души и ее сущностного единства с телом (76), исследованию взаимосвязи интеллектуальной и желающей способностей души, на основании которого Фома доказывает наличие у человека свободы воли (83) и вырабатывает теорию познания, описывающего движение от эмпирического восприятия единичных конкретных вещей к предельно абстрагированному познанию (84—89).
    Самая обширная часть II, делящаяся на части 1—11 и Il—Il, содержит подробно разработанный трактат по антропологии и этике. Часть 1—11 начинается с определения предельной цели человека (1), состоящей в достижении наивысшего счастья — созерцания Бога (2—5), и именно способ достижения этой цели определяет анализ человеческих способностей и действий. Действие рассматривается как сложное единство произвольного и непроизвольного, интеллектуального и волевого, внутренних интенций и внешних обстоятельств, и каждый из этих моментов определяет наличие блага или зла в конкретном поступке (6—21). Обстоятельно проанализировав страсти души (любовь и ненависть, желание и отвращение, наслаждение и боль, надежду и отчаяние, отвагу и страх, гнев (22—48), Фома переходит к определению устоявшихся наклонностей (habitus), добродетельных и греховных (49—89), и завершает эту часть трактатом о “естественном” и человеческом законах, основывающихся на вечном, божественном, законе (90-95).
    В Il—Il Фома анализирует добродетели и способности человека и противоположные им греховные наклонности, в частности, такие феномены, как надежда (17), отчаяние (20), радость (28), страх (125), великолепие (134), гнев (158), любопытство (167), и др.; он уделяет внимание таким необычным явлениям, как предвидение будущего (171—174), экстатические” состояния (175), и др. В конце этой части Фома вновь обращается к утверждению превосходства созерцательного типа жизни над деятельным (179—182).
    “Сумма теологии” быстро завоевала широкую популярность, и количество рукописных копий, изданий и переводов едва ли поддается учету. Первая печатная публикация (части secunda secundae) была выполнена Петером Шеффером, издателем из Майнца, в 1467, а первое полное издание осуществлено в Базеле в 1485. Именно “Сумма теологии” оказала наиболее сильное влияние на развитие неотомизма (Э. Жильсон, Ж. Маритен) и на оформление католической теологии.
    Изд.: S. Thomae Aquinatis Doctoris Angeli, Opera Omnia, lussu impensaque Leonis XIII, P. M. édita, vol. VI-XII. Rome, 1918-30; т. XVI включает в себя индекс к “Сумме теологии” и “Сумме против язычников”; Summa Theologiae. Torino, 1988; в пер. на англ. яз.: Thomas Aquinas. Summa Theologica. L., 1912—36; L.-N. Y, 1964-73; на нем. яз.: Thomas von Aquin. Summe der Theologie. Lpz., 1934; в рус. пер.: отдельные главы в кн: Антология мировой философии: в 4 т., т. 1, ч. 2. M., 1969 (пер. С. С. Аверинцева); то же в кн.: БоргошЮ. Фома Аквинский. М., 1975; “Символ” (Париж), 1995, № 3; отдельные вопросы в журн. “Логос” (М.), 1991, № 2 (пер. M. А. Гарнцева); “ВФ”, 1997, № 9, с. 163-178 (пер. К. В. Бандуровского).
    Индексы: Deferrari R. J., Barry, Sister M. Inviolata and McGuiness I. A Lexicon of St. Thomas Aquinas, based on The Summa Theologica and Selected Passages of His Other \\brks. Wash., 1949; Schutz L. ThomasLexicon. Paderborn, 1895 (reprint.: N.Y., 1949). См. также лит. к ст. Фома Аквинский.
    К. В. Бандуровский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "“СУММА ТЕОЛОГИИ”" в других словарях:

  • Сумма теологии — Сумма теологии, лат. Summa Theologiæ (в упрощённом написании Summa Theologica)  один из известнейших трактатов Фомы Аквинского. Начатый в 1265 году, к моменту смерти автора (1274) он остался не завершён, и, тем не менее, входит в число… …   Википедия

  • «СУММА ТЕОЛОГИИ» —         («Summa theologiae» или «Summa theologica»), осн. теологич.филос. труд Фомы Аквинского. Написан по латыни в 1267 73, не окончен (дополнен прибавлением, составленным Регинальдом из Приверно из комм. Фомы к «Сентенциям» Петра Ломбардского) …   Философская энциклопедия

  • Сумма теологии — гл. произведение Фомы Аквинского, создававшееся в 1266 1273 гг. Осталось незаконченным. Целью написания было приспособление взглядов аристотелизма к требованиям средневекового христианства. Лит.: Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975 …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • СУММА —         (лат. summa итог), созданный схоластикой жанр филос. литературы; до кон. 12 в. краткий компендий, затем огромный по объёму и строгий по композиции обзорно итоговый труд, приводящий к сложному единству многообразие тем. Наиболее важные… …   Философская энциклопедия

  • Сумма (произведение) — Сумма (от лат. Summa вершина; сущность; итог) в средневековье компендиум некоей науки. «Сумма против язычников» Фомы Аквинского (1258); его же «Сумма теологии» (1261); анонимная «Сумма философии» (1970). В них явления рассматривались на… …   Википедия

  • “СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ” —     “СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ”, полное название “Книга об истине католической веры против язычников” (Liber de veritate Catholicae fidei contra errores infidelium, seu Summa contra gentiles), именуемая также “Суммой философии” (“Summa… …   Философская энциклопедия

  • Сумма технологии — Summa Technologiae …   Википедия

  • «СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ» —         («Summa contra gentiles»), иногда наз. также «Сумма философии» («Summa philosophiae»), один из осн. филос. теологич. трудов Фомы Аквинского. Написан по латыни в 1259 64, 1 е изд. Roma, 1475. Состоит из 4 книг. Тема 1 й кн. сущность бога,… …   Философская энциклопедия

  • Сумма логики —         «СУММА ЛОГИКИ» («Summa logicae») произведение Уильяма Оккама, написанное в 1323 и впервые изданное в Париже в 1488. Наряду с «Introductiones in logicam» Уильяма Шервуда и «Summulae logicales» Петра Испанского, Оккамова «С. л.» является… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Сумма —  ♦ (ENG summa)  (лат. главный пункт)    всесторонняя система теологии. Отдельные примеры сумм труды средневековых христианских теологов, таких, как Пьер Абеляр (1079 1142), Петр Ломбардский (1100 1160) и Фома Аквинский (1225 1274). Сумма… …   Вестминстерский словарь теологических терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»