ПАТНЭМ


ПАТНЭМ
ПАТНЭМ
(Putnam) Хилари (р. 1926) — амер. логик и философ. Проф. Гарвардского ун-та. Будучи одним из ведущих представителей аналитической философии, с сер. 1980-х гг. выступает с ее резкой критикой. Спектр филос. интересов П. включает философию и методологию науки, философию языка, философию сознания, гносеологию и логику. Выступая в защиту научного реализма, П. в 1960-е гг. совместно с С. Крипке и др. создает «новую», или «каузальную», теорию референции, согласно которой значение терминов естественных видов, составляющих большинство научных терминов, определяется гл.обр. присущей этим естественным видам внутренней природой, хотя учитываются и др., прагматические аспекты их употребления. Истолкованное т.о. значение имеет некоторое инвариантное «ядро», которое обеспечивает преемственность в развитии научных теорий. Последующие исследования природы референции и отношения соответствия между языком и реальностью вынудили П. отмежеваться от корреспондентной теории истины, лежащей в основе уязвимого для критики «метафизического» варианта научного реализма, и сформулировать в кн. «Разум, истина и история» (1981) концепцию «внутреннего реализма», где истина трактуется как идеализированная рациональная приемлемость, а мир оказывается расчлененным на объекты в соответствии с концептуальными схемами познающего субъекта. В работах 1980-х гг. П. развивает эту концепцию, дополняя ее требованием «реализма с человеческим лицом». Теперь уже «деревья и стулья» оказываются для него «образцами» реального, а существование объектов, постулируемых истинными научными теориями, становится вопросом конвенции. В дальнейшем единственную возможность обоснования реализма П. связывает с отказом от господствующей в современной философии «картезианской» трактовки ментального как некоторой области взаимодействия между нашими когнитивными способностями и объектами внешнего мира. К этой позиции подвели П. и его исследования по философии сознания. В нач. 1960-х гг. он предложил «функциональный» подход к решению психофизической проблемы, который представляет собой вариант «теории тождества», постулирующей тождественность наших ощущений и восприятий определенным состояниям мозга. В отличие от физикалистского варианта, функционализм отождествляет ментальные состояния не с физическими состояниями мозга, а с его «функциональными состояниями». Неоднократные попытки П. реализовать программу описания ментальных состояний в функциональных терминах натолкнулись на непреодолимые трудности и убедили его в необходимости иного подхода, который он теперь видит в отказе от «картезианского» взгляда на сознание и возврате к «аристотелевскому реализму без аристотелевской метафизики».

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ПАТНЭМ
    ПАТНЭМ (Putnam) Хилари (род. 31 июля 1926, Чикаго) — американский логик и философ. Учился в Гарвардском и Калифорнийском университетах. Преподавал в Массачусетском технологическом институте (1961—65), с 1965 — профессор Гарвардского университета. Считал своими учителями Р. Kapнала и Г. Рейхенбаха, однако в последующем испытал все более возрастающее влияние позднего Витгенштейна и американских прагматистов.
    Один из ведущих представителей современной аналитической философии, Патнэм с сер. 1980-х гг. выступает с резкой критикой этого философского направления. Спектр философских интересов Патнэма включает философию и методологию науки, философию языка, проблемы логики, гносеологии, философии сознания и этики, философию реализма. Наряду с С. Крипке, К. Доннелланом и др. Патнэм является автором “новой теории референции”, направленной против традиционной трактовки значения как двухкомпонентного образования, состоящего из референта и смысла. Согласно этой теории, смысл не определяет и систематически не обеспечивает референцию важнейших категорий языковых выражений, таких, как имена собственные и термины естественных видов. Однако Патнэм не сводит значение термина к его референту и трактует его как “вектор”, образованный из нескольких компонентов, отражающих различные аспекты употребления термина. В значении любого термина можно выделить относительно устойчивое “ядро”, фиксирующее то общее, что имеется у всех правильных употреблений данного термина. Инвариантность этого ядра обеспечивает преемственность и непрерывность эволюции значений научных терминов. Направленная против тезиса Куна о несоизмеримости научных теорий, эта концепция Патнэма служила обоснованием научного реализма, предполагающего трактовку истины как соответствия реальности. Однако в дальнейшем в ходе исследования природы референции и отношения соответствия между языком и реальностью Патнэм оказался вынужденным отмежеваться от этого уязвимого для критики (“метафизического”) варианта реализма и сформулировал новую гносеологическую позицию, названную им “внутренним реализмом” и изложенную в книге “Разум, истина и история” (1981).
    Согласно “внутреннему реализму”, мир не состоит из фиксированного множества независимых от сознания объектов, мы расчленяем мир на объекты, принимая ту или иную концептуальную схему. Истина представляет собой идеализированную рациональную приемлемость, а ее критериями выступают операциональная применимость, когерентность, простота, непротиворечивость. Тесная связь истины и рациональности не означает их тождества, равно как не предполагает трактовку рациональности как некоторого неизменного “органона”. Патнэм подчеркивает исторический и обусловленный культурой характер рациональности, которая вместе с тем в каждом конкретном случае функционирует как регулятивная идея. В работах 1980-х т. Патнэм развивает и уточняет концепцию внутреннего реализма, дополняя ее требованием “реализма с человеческим лицом”. Теперь уже “деревья и стулья” оказываются для него “образцами” реального, а существование объектов, постулируемых истинными научными теориями, становится вопросом конвенции. Начало 1990-х гг. ознаменовано в творчестве Патнэма созданием новой концепции реализма, которая представляет собой вариант непосредственного реализма и которую он называет, заимствуя термин у У. Джеймса, “естественным реализмом”. Патнэм приходит к выводу, что решить проблему реализма можно, лишь отказавшись от господствующей в современной философии “картезианской” трактовки ментального как некоторой области взаимодействия между нашими когнитивными способностями и объектами внешнего мира и истолковав чувственный опыт не как пассивное реагирование сознания на воздействие внешнего мира, а как “переживание в опыте” живым существом различных аспектов мира. К этой позиции Патнэма подвели его исследования по философии сознания. Еще в нач. 1960-х гг. он предложил новый подход к решению психофизической проблемы, который получил название “функционализма”. Функционализм представляет собой вариант “теории тождества” — преобладающей методологии в современной философии сознания и когнитивной науке, утверждающей тождественность наших ощущений и восприятий определенным состояниям мозга. В отличие от физикалистского варианта теории тождества функционализм отождествляет ментальные состояния не с физическими состояниями мозга, а с его “функциональными состояниями”. Патнэм предложил использовать для описания “функциональной организации” мозга формализмы теории машин Тьюринга. Неоднократные попытки реализовать программу описания ментальных состояний в функциональных терминах, натолкнувшиеся на непреодолимые трудности, убедили его в необходимости поиска иного пути в решении психофизической проблемы, который он теперь связывает с отказом от “картезианского” взгляда на сознание и возвратом к “аристотелевскому реализму без аристотелевской метафизики”. Вместе с тем провал метафизического проекта открыть “строение Вселенной”, который пыталась реализовать аналитическая философия, свидетельствует, по мнению Патнэма, о “смерти” этого важнейшего философского направления.
    Соч.: Philosophical Papers, ν. 1—3. Cambr., 1975—1983; Reason, Truth and History. Cambr., 1981; The Many Faces of Realism. La Salle, 1987; Representation and Reality. Cambr., 1989; Realism with a Human Face. Cambr., 1990; Renewing Philosophy. Cambr., 1992; Философия сознания. M.. 1998.
    Лит.: PassmoreJ. Recent Philosophers. A Supplement to “A Hundred Years of Philosophy”. L., 1985; МакееваЛ. Б. Философия X. Патнэма. M., 1996.
    Л. Б. Макеева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ПАТНЭМ" в других словарях:

  • Патнэм — Патнэм, Роберт Robert D. Putnam (2006) Роберт Дэвид Патнэм (родился 1941 году в порту Клинтоне, штат Огайо) американский политолог, профессор Гарвардского Университета. Почетный доктор ряда иных Университетов (Стокгольмского, Антверпенского,… …   Википедия

  • ПАТНЭМ — (Putnam) Хилари (р. в 1926) американский философ и логик. После защиты докторской диссертации (Лос Анжелес, 1951) П. преподаватель в Принстоне, профессор кафедры философии науки Массачусетского технологического института (1961 1965) и профессор… …   История Философии: Энциклопедия

  • ПАТНЭМ Хилари — ПАТНЭМ (Putnam) Хилари (р. 1926, Чикаго), американский философ и логик. Профессор Массачусетского технологического института (1961 1965), Гарвардского университета (см. ГАРВАРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) (с 1965). Научные исследования посвящены проблемам… …   Энциклопедический словарь

  • Патнэм Израиль — (Putnam, Israel) (1718 90), амер. генерал, во время англо французской колониальной войны служил в милиции Коннектикута, участвовал в подавлении восстания Понтиака. Будучи ярым патриотом, вступил в континентальную армию в первые же дни Войны за… …   Всемирная история

  • Патнэм Хилари — От метафизического реализма к внутреннему реализму Биографическая справка     Хилари Патнэм родился в Чикаго 31 июля 1926 г. Он представляет аналитическую школу неопозитивистского направления. Философию изучал в университете Пенсильвании. После… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Патнэм, Роберт — Robert D. Putnam (2006) Роберт Дэвид Патнэм (родился 1941 году в порту Клинтоне, штат Огайо) американский политолог, профессор Гарвардского Университета. Почетный доктор ряда иных Университетов (Стокгольмского, Антверпенского, штата Огайо и др.) …   Википедия

  • Патнэм, Хилари Уайтхолл — Хилари Уайтхолл Патнем Дата рождения: 31 июля …   Википедия

  • Патнэм, Хилари — Хилари Уайтхолл Патнем Дата и место рождения: 31 июля 1926, Чикаго Школа/традиция: Аналитическая философия …   Википедия

  • Патнэм Хилари Уайтхолл — Хилари Уайтхолл Патнем Дата и место рождения: 31 июля 1926, Чикаго Школа/традиция: Аналитическая философия …   Википедия

  • ПАТНЭМ Хилари (р. в 1926) — американский философ и логик. После защиты докторской диссертации (Лос Анжелес, 1951) П. преподаватель в Принстоне, профессор кафедры философии науки Массачусетского технологического института (1961 1965) и профессор математики и математической… …   История Философии: Энциклопедия

Книги

  • Герменея № 1 (3) 2011, Отсутствует. «Герменея» – журнал философских переводов отдельных статей, отрывков из книг или цельных работ классиков истории философии и современных авторов. В номере: Жан Бодрийяр. Симуляция (Перевод… Подробнее  Купить за 129 руб электронная книга


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.