- СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
-
СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ понимается как “воздаиие должного” или “отход от ложного (батил) в пользу истинного (хакк)” при близости понятий должного и истинного (см: Истина). Справедливость как наделение различных противоборствующих сторон причитающейся им долей выражается терминами “иксат” и “инсаф”. Более общим и в то же время преобладающим является понимание справедливости как “'адл” или “'адала”, включающее смыслы “уравненности” и “усредненности”. Противоположностью выступает “несправедливость” (джавр, зудм).В исламском вероучении Бог понимается как “справедливый” Садл). Справедливость трактуется как наказание грешников, которое Бог вправе осуществить, если решает не прощать их: в этом смысле справедливость оказывается противопоставленной “милости”. В применении к человеку “справедливость” ('адала) является важнейшим понятием исламской этики, имеющим и социально-психологическое (“справедливый” означает “уважаемый”), и научное (в традиционный науках, в частности хадисоведении, “несправедливость” передатчика лишает хадис достоверности), и юридическое значение (только “справедливые” люди могут выступать свидетелями на суде). Она определяется в большинстве случаев как преобладание “добрых” поступков (хасана) над “малыми” грехами (сага'ир) при условии несовершения “великих” грехов (каба'ир). Справедливость правителя является искомой ценностью, но не условием и не императивом в суннитских политических учениях {ал-Мавардй, ал-Фарра' и др.), поскольку уступает безусловному требованию подчиняться любому законному правителю, даже несправедливому. В шиизме представление об абсолютном совершенстве правителя (имама) снимает вопрос о его возможной несправедливости. В ранней исламской мысли (рафидиты, мурджииты, мутазилиты) признавалась возможность выступления против несправедливого правителя либо словом, либо делом (“мечом”), иногда с условием полной уверенности в своей правоте и успехе.В философии античное, прежде всего аристотелевское, понимание справедливости излагалось авторами трактатов об исправлении нравов (^.Добродетель, Совершенство). Справедливость понимается ими как “равенство” или “равная мера” в отношениях между людьми и устройстве космоса. Тесно связанное с этим понимание “умеренности” (и'тидал) как наилучшего состояния проявляется в натурфилософии в обсуждении качеств “смесей” первоэлементов или свойств климатов. В каламе было предложено своеобразное “уравнительное” понимание справедливости как равенства людей в необходимом для них руководстве со стороны Бога и ниспослании удачи, что было явно направлено против тезиса исламского вероучения об избирательном и волюнтаристском отношении Бога к верующим. Другие мугакаллимы толковали справедливость как действия, совпадающие с приказаниями Закона, а несправедливость — как совпадающие с его запретами. Джабариты (см. Предопределение) признавали “справедливым” только Бога, но не людей, поскольку только Бог является для них истинным действователем.А. В. Смирнов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.