СОВЕРШЕНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

СОВЕРШЕНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
СОВЕРШЕНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
    СОВЕРШЕНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие совершенства выражается терминами “камал”, “тамам”, “тамамиййа” (полнота) и разрабатывается во всех школах начиная с арабоязычного перипатетизма. Противоположностью совершенства выступает ущербность (накс, нуксан).
    Сугубо этическое понимание совершенства в платонико-аристотелианском духе развивается в традиции трактатов, носивших название “Тахзйб ал-ахлак” (“Исправление нравов”) (Йахйа Ибн 'Адй, ум. 974, Ахмад Ибн Мухаммад Мискавайх, ум. i030, Насйр ад-Дйн am-Jycu, ум. 1274). В них “совершенный человек” ('инсан тамм) понимается как обладающий похвальными этическими качествами и избавленный от порицаемых, а путь совершенствования — как ясное осознание различия между добродетелями и пороками и самоконтроль ради развития первых и устранения вторых. Однако преимущественно совершенство трактовалось в онтологическом плане. Неоплатоническое понимание совершенства как обладания всем, что присуще рангу бытия, на котором находится данное сущее, характерно для ранних представителей арабоязычного перипатетизма (ал-Фарабй, Ибн Сим). Здесь совершенствование связывается с приобщением к высшему рангу бытия и освобождением от всякой связанности с низшими, материальными ступенями, достигаемое за счет утончения души и ее уподобления высшим началам. Наряду с этим сугубо созерцательным и индивидуалистическим идеалом алФарабй развивает концепцию общественного совершенства, достигаемого в “добродетельном городе” благодаря правильности взглядов его главы, строгой общественной иерархизации и регламентации всякой деятельности (“Трактат о взглядах жителей добродетельного города”).
    Понимание совершенства как актуальности, разрабатывавшееся и в арабоязычном перипатетизме, выходит на первый план в асмаализме. “Первое” и “второе”, или начальное и конечное совершенство понимаются как потенциальность и актуальность, причем второе совершенство бывает акцидентальиым и субстанциальным. Смысл человеческой жизни заключается в переходе от первого совершенства, состоящего в том, чтобы обладать душой, т. е. жизнью и “могуществом” (способностью к действию), к субстанциальному второму совершенству, т. е. разуму. Совершенствование представляет собой гармоническое сочетание практического и созерцательного начал (см. Поклонение), а его возможность обеспечивается субстанциальным единством души и абсолютно совершенного Первого Разума как жизни. В отличие от других школ, в исмаилизме результат совершенствования понимается не как “соединение” индивидуальной души с Первоначалом, а как создание подобия Первоначала — самостоятельной метафизической сущности, возникающей в завершение исторического и космогонического процесса как единство всех достигших совершенства человеческих душ.
    В ишракизме понятие совершенства активно используется в номиналистическом опровержении перипатетического понимания субстанциальности как существования вне субстрата: субстанциальность трактуется как “совершенство самости”. Совершенство понимается как “интенсивность” (шидда) для абсолютно простого (напр., света) и как количественное “превышение” (зийада) для обладающего величиной (напр., длины). Различие в совершенстве служит началом индивидуации равно для метафизических светов и земного сущего. Совершенство заменяет в ишракизме номиналистически отвергнутое “существование” и в определении понятия “не нуждающегося в другом” (см. Необходимость), т. е. первоначала. Распространяя понятие совершенства на логику, ас-Сухраварди утверждает, что единственным совершенным модусом силлогизма является Barbara, в формулировке которого он ставит меньшую посылку перед большей.
    В суфизме понятие совершенства трактуется инклюзивно: совершенство состоит не в отличии высшего от низшего, ав виртуальной неотделенности их друг от друга, поэтому неоплатоническая терминология, описывающая “градации бытия”, хотя и используется, теряет здесь свой действительный смысл. Совершенство бытия и знания, напр., состоит в сочетании вечного и временного, невозможных одно без другого. Разделение сущего по ступеням превосходства во временной ипостаси существования снимается отсутствием его действительной различенности в вечностной ипостаси существования, поэтому каждое сущее виртуально столь же совершенно, как любое другое и мир в целом. Строго говоря, совершенство не может быть достигаемо как предельное состояние, ибо и так виртуально присуще всякой вещи, в т. ч; и человеку, ежемгновенно оказывающемуся единым с Первоначалом. Проблемой является неосознание человеком своего совершенства, поэтому практический суфизм ставит акцент на пробуждении внимания к этому факту. Понятие “совершенный человек” ('инсан камил) трактуется как метафизическое: человек единственное сущее, воплощающее во временном существовании все “небытийные соотнесенности” (универсалии) его вечноетной стороны (см. Проявление). В более узком смысле под совершенством понимается способность человека увидеть в каждой вещи “проявление” Бога, что связано с особенностями суфийской теории познания (см. Знание).
    А. В. Смирнов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "СОВЕРШЕНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ" в других словарях:

  • СУБСТАНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     СУБСТАНЦИЯ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие субстанции (джавхар) использовалось уже мутазилитами (см. Калам). Субстанция определялась, во первых, через самостоятельность и, во вторых, через способность принимать акциденции, хотя… …   Философская энциклопедия

  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ понимается как “воздаиие должного” или “отход от ложного (батил) в пользу истинного (хакк)” при близости понятий должного и истинного (см: Истина). Справедливость как наделение различных… …   Философская энциклопедия

  • СУБСТАНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. — СУБСТАНЦИЯ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие субстанции (джавхар) использовалось уже мутазилитами (см. Калам). Субстанция определялась, во первых, через самостоятельность и, во вторых, через способность принимать акциденции, хотя имелось… …   Философская энциклопедия

  • АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ —     АРАБО МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ традиция философской рефлексии, возникшая и развившаяся в эпоху господства исламского мировоззрения в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации и претерпевшая в наши дни значительную трансформацию под… …   Философская энциклопедия

  • СУФИЗМ — (араб. ат тасаввуф) мистико аскетическое течение в исламе. Слово «суфий» восходит к араб. слову «суф» (грубая шерсть). Суфиями первоначально называли тех мусульманских мистиков, которые носили одежду из грубой шерсти как символ самоотречения и… …   Философская энциклопедия

  • ИСМАИЛИЗМ — (араб. исм лиййа ), одна из школ классической арабо мусульманской философии, получившая развитие в среде шиитской секты исмаилитов. Исмаилитская философия возникла во второй половине 8 в., а свой законченный характер приобрела в трудах амид ад… …   Энциклопедия Кольера

  • ВЕЧНОСТЬ — (греч. aion, лат. eternitas) 1) неограниченность во времени; 2) безначальная и бесконечная длительность, неделимая на «до» и «после»; 3) лишенное всякой длительности неподвижное «теперь». У индоевропейцев понятие В. этимологически восходит к… …   Философская энциклопедия

  • ИСМАИЛИЗМ —     ИСМАИЛИЗМ школа средневековой арабо мусульманской философии. В качестве таковой исмаилизм оформляется не сразу. Возникновение шиитской (см. Шиизм) секты исмаилитов относится ко второй половине 8 в., а свой законченный характер исмаилизм как… …   Философская энциклопедия

  • ИШРАКИЗМ — (от араб. ишр озарение ) (философия озарения, иллюминативизм), одна из школ классической арабо мусульманской философии. Ишракизм стал результатом переосмысления наследия доисламской иранской культуры, прежде всего зороастризма, с монистических… …   Энциклопедия Кольера

  • АТРИБУТ — (от лат. attribuo придаю, наделяю) необходимое, существенное свойство объекта. Напр., А. материальных вещей протяженность, вес, цвет и т.п. Уже Аристотель отличал постоянные А. от акциденций случайных, преходящих состояний. В дальнейшем под А.… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»