“РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
- “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
- “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
-
“РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ” (араб. “Фасл ал—макал фй-ма байн аш-шарй'а ва-л-хикма
мин ал-иттисал”) — произведение Ибн Рушда (Аверроэса), посвященное легализации философии (античного типа) с точки зрения мусульманской религии. “Рассуждение” было составлено, по-видимому, около 1177. В начале произведения цитируется
ряд аятов — стихов Корана, поощряющих изучать окружающий
мир в поисках знамения Божьих промысла и всеблагости, откуда делается
вывод, во-первых, о философствовании как обязанности мусульманина, во-вторых, о необходимости изучать труды античных философов (хотя они и язычники), ибо они преследуют те же цели, к которым призывает мусульманская Священная Книга.
Как подчеркивается в трактате,
философия с ее рациональными доказательствами не может противоречить богооткровенным данным, поскольку “истина не противополагает себя истине”, и поэтому в случае, когда философские выводы не согласуются с буквальным смыслом священных текстов, необходимо прибегать к аллегорическому толкованию последних. В свете этого подхода Ибн Рушд анализирует такие “крамольные”, с точки зрения некоторых богословов, тезисы философов, как
утверждение об извечности мира, о невозможности телесного воскресения и т. п.
Правом на аллегорическое
толкование священных текстов автор “Рассуждения” наделяет лишь философов, ибо только они используют “аподиктические” (доказательные) методы рассуждения (силлогизмы), в то
время как теологи-мутакаллимы (представители калама) прибегают к “диалектическим” (в аристотелевском смысле) методам, а широкая публика удовлетворяется “риторическими”. Перед простым народом было бы пагубно разглашать
содержание аллегорических толкований и вообще философских доктрин: с ним следует делиться только теми учениями,
смысл которых не противоречит ходячим воззрениям, коль скоро они направлены на
благо общества. Мутакаллимы же (как
мутазилиты, так и
ашариты), не останавливающиеся перед таким разглашением, постоянно угрожали и угрожают смутой, ввергая
общество в пучину взаимной ненависти и войн.
“Рассуждение” впервые опубликовано М. Мюллером (Мюнхен, 1859). Лучшие критические издания — Л. Готье (Алжир, 1942); M. Амара (Каир, 1972). На русский
язык впервые переведено А В. Сагадеевым в качестве приложения к его книге “Ибн-Рущд (
Аверроэс)”. М., 1973.
H. В. Ефремова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
.
Полезное
Смотреть что такое "“РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”" в других словарях:
ИБН РУШД — Абу л Валид Мухаммед ибн Ахмед (латини зир. Аверроэс (Averroes)) (1126 1198) араб. философ, ученый, медик, виднейший представитель восточного перипатетизма. Был разносторонне образованным человеком, служил в качестве главного судьи г. Севилья и… … Философская энциклопедия
ДВОЙНАЯ ИСТИНА — [двойственная истина, «двух истин» теория], термин, служащий для обозначения возникшего в средние века учения об одновременной истинности или взаимной независимости ряда положений философии и богословия, которые вступают в видимое противоречие… … Православная энциклопедия
ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ — одно из направлений средневековой арабо исламской философии. Основные представители ал Кинд (800 879), ал Фрб (870 950), Ибн Сн (Авиценна 980 1037), Ибн уфайл (1110 1185), Ибн Рушд (Аверроэс, 1126 1198). В качестве самоназвания фигурировали… … Энциклопедия Кольера
Ибн Рушд — на картине XIV века Дата рождения: 1126 год … Википедия
Аверроэс — Аристотелизм Аверроэса Фигура и сочинения Если для Авиценны не существовало особой проблемы совместимости аристотелизма с истинами исламской веры, то иначе дело выглядело для Аверроэса. Его Рассуждение, выносящее решение относительно связи… … Западная философия от истоков до наших дней
ИБН РУШД — Абу аль Валид Мухаммад [араб. ; латиниз. Averroes, Аверроэс] (1126, Кордова 12 дек. 1198, Марракеш), исламский философ, богослов и ученый, комментатор сочинений Аристотеля … Православная энциклопедия
ИБН РУШД — или Ибн Рошд (латинизированная транскрипция Аверроэс, Averroes) Абу аль Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126 1198) арабский философ, государственный деятель Кордовского халифата, врач, астроном. Был в Андалузии судьей, придворным врачом. Бежав от… … История Философии: Энциклопедия
ИБН РОШД — ИБН РУШД или Ибн Рошд (латинизированная транскрипция Аверроэс, Averroes) Абу аль Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126 1198) арабский философ, государственный деятель Кордовского халифата, врач, астроном. Был в Андалузии судьей, придворным врачом. Бежав … История Философии: Энциклопедия
АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — (классический период) Общая характеристика. Обозначение. Арабская философия это традиция философской рефлексии, возникшая и получившая развитие в эпоху господства исламского мировоззрения в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации. В… … Энциклопедия Кольера
ИБН РОШД — (точнее Ибн Рушд; латинизир. Аверроэс; Averroёs), Абу ль Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126 10.XII.1198) араб. философ, врач и правовед. Род. в Кордове; в 1169 был назначен на должность кади (судьи) в Севилье, в 1171 кади в Кордове; умер в Марокко. И … Советская историческая энциклопедия