- “РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ”
- “РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ”
-
“РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ” (Discours de la méthode), полное название “Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках” — сочинение Р.Декарта, опубликованное в 1637 в Лейдене (вместе с “Диоптрикой”, “Метеорами”, “Геометрией”); латинский перевод — 1644 (Амстердам). Трактат резюмирует философскометодойогаческие идеи “Правил для руководства ума” и прокладывает путь общефилософской проблематике “Метафизических размышлений” и “Начал философии”.Часть 1 (“Соображения, касающиеся наук”) — своего рода введение, где Декарт высоко оценивает здравый смысл, “обычный ум человека”: это “единственное, что отличает нас от животных и что в полной мере присуще каждому” (Избр. произв. М., 1950, с. 260). Но “мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять” (там же). “Книжной науке” (какими бы полезными и утонченными ни были ее результаты) Декарт предпочитает ознакомление с “великой книгой мира”, т. е. путешествия, наблюдения, общение с людьми и т. д. Ибо “в рассуждениях каждого о делах, непосредственно его касающихся... гораздо больше истины, чем в бесполезных спекуляциях кабинетного ученого...” (с. 265—266). Употребив несколько лет на изучение “книги мира”, Декарт “принял решение изучать самого себя” (с. 266). Для “Рассуждения о методе” вообще характерны свободные, исповедальные биографические экскурсы.Во 2-й части (“Основные правила метода”) Декарт обосновывает тезис о “книжной” науке как сумме мнений различных лиц и о том, что “самое лучшее — раз и навсегда отрешиться от них, чтобы впоследствии водворить на их место лучшие либо те же, но согласованные с разумом” (с. 268). При этом он не одобряет людей, постоянно задумывающих какие-либо новые преобразования в обществе, и утверждает:“Никогда мои намерения не шли дальше попыток реформировать мое собственное мышление и строить на фундаменте, который принадлежит мне” (с. 269). Изложение основных правил метода Декарт предваряет разъяснением относительно того, что они не сводятся к приемам логики, ее силлогизмам (к “искусству Луллия”), к анализу суждений древних, равно как и к приемам алгебры Нового времени. Искомые правила метода Декарт излагает следующим образом: “Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... Второе — делить каждое из исследуемых мною заблуждений на несколько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления. Третье — придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного... И последнее — составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы всегда была уверенность в отсутствии упущений”(с. 274). В разных сочинениях Декарт по-разному записывал и группировал правила метода. Эти четыре правила— обобщенное формулирование 21 правила, изложенного в более ранних “Правилах для руководства ума”. Ум должен привыкать мыслить ясно и отчетливо и отыскивать истину, которая по каждому вопросу только одна.В части 3 (“Некоторые правила морали, извлеченные из этого метода”) представлены следующие “временные правила нравственности”: “Первое — это подчиняться законам и обычаям моей страны, блюдя религию... и во всем остальном руководствоваться мнениями, наиболее умеренными и далекими от крайностей...” Второе правило — “оставаться возможно более твердым и решительным в своих действиях...” (с. 276). “...Моим третьим правилом было стремиться всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок мира...” (с. 277).В 4-й части (“Доводы, доказывающие существование Бога и человеческой души, или Основание метафизики”) излагается в краткой форме “методическое” движение по пути сомнения к “первому принципу философии”, а именно к идее “я мыслю, следовательно, я существую”, а от нее — к идее субстанции, “вся сущность и вся природа которой состоит только в мышлении и которая, чтобы существовать, не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи” (с. 283). Следующий шаг (подробно представленный в “Метафизических размышлениях”, 1641): “размышляя по поводу того, что я сомневался и что, следовательно, мое существо не является вполне совершенным...”, я логично прихожу к идее более совершенного существа, чем я. Аналогичным образом “я знаю некоторые совершенства, мне не присущие”, и по контрасту представляю себе существо, способное быть “бесконечным, вечным, неизменным, всесведущим, всемогущим”, т. е. прихожу к идее Бога.В частях 5 (“Порядок физических вопросов”) и 6 (“Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы”) излагаются принципы и порядок естественнонаучных исследований: сначала отыскиваются “вообще принципы, или первопричины всего того, что есть и может быть в мире...” (с. 306), затем выясняется, “каковы первые и самые обычные следствия”, какие можно вывести из этих причин. На этом пути предметом исследования стали небеса, звезды, земля, а на земле — вода, огонь, минералы, т. е. вещи “наиболее общие из всех и наиболее простые, а следовательно, и наиболее легкие для познания” (там же); в частности, была предложена гипотеза о возникновении Земли, Солнца из хаоса материального движения, затем совершился переход “к более подробному рассмотрению Земли” (с. 291). Таким же образом вначале исследовались движения животных и человеческого тела; Декарт подробно обсуждает движение сердца, крови, чтобы доказать, что “все это согласуется с правилами механики, являющимися и правилами природы” (с. 299). Отличие человека от животных — наличие “разумной души”, которая “никоим образом не может быть продуктом материальной силы наподобие других вещей” (с. 302—303) и которая сотворена Богом и является бессмертной. Хотя принципы философии “крайне просты и очевидны”, ученые мужи не торопятся обладать светом истины, ограничиваясь “тщеславной видимостью всезнайства” (с. 312). Впрочем, своими судьями Декарт желает иметь тех, “кто соединяет здравый смысл с ученостью” (с.316).Наиболее известные комментарии к “Рассуждению о методе” выполнены Э. Жильсоном в парижском издании 1947 и в исследовании Ш. Серрюса (Sems Ch. La méthode de Descartes. P., 1933).Русский перевод — M. M. Скиада (Воронеж, 1873); H. A. Любимова (СПб., 1885); Г. Тымянского (M., 1925); Г. Г. Слюсарева и А. П. Юшкевича (1953, с комментариями).Н. В. Мотрошилова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.