“РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ”

“РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ”
“РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ”
    “РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ” (Discours de la méthode), полное название “Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках” — сочинение Р.Декарта, опубликованное в 1637 в Лейдене (вместе с “Диоптрикой”, “Метеорами”, “Геометрией”); латинский перевод — 1644 (Амстердам). Трактат резюмирует философскометодойогаческие идеи “Правил для руководства ума” и прокладывает путь общефилософской проблематике “Метафизических размышлений” и “Начал философии”.
    Часть 1 (“Соображения, касающиеся наук”) — своего рода введение, где Декарт высоко оценивает здравый смысл, “обычный ум человека”: это “единственное, что отличает нас от животных и что в полной мере присуще каждому” (Избр. произв. М., 1950, с. 260). Но “мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять” (там же). “Книжной науке” (какими бы полезными и утонченными ни были ее результаты) Декарт предпочитает ознакомление с “великой книгой мира”, т. е. путешествия, наблюдения, общение с людьми и т. д. Ибо “в рассуждениях каждого о делах, непосредственно его касающихся... гораздо больше истины, чем в бесполезных спекуляциях кабинетного ученого...” (с. 265—266). Употребив несколько лет на изучение “книги мира”, Декарт “принял решение изучать самого себя” (с. 266). Для “Рассуждения о методе” вообще характерны свободные, исповедальные биографические экскурсы.
    Во 2-й части (“Основные правила метода”) Декарт обосновывает тезис о “книжной” науке как сумме мнений различных лиц и о том, что “самое лучшее — раз и навсегда отрешиться от них, чтобы впоследствии водворить на их место лучшие либо те же, но согласованные с разумом” (с. 268). При этом он не одобряет людей, постоянно задумывающих какие-либо новые преобразования в обществе, и утверждает:
    “Никогда мои намерения не шли дальше попыток реформировать мое собственное мышление и строить на фундаменте, который принадлежит мне” (с. 269). Изложение основных правил метода Декарт предваряет разъяснением относительно того, что они не сводятся к приемам логики, ее силлогизмам (к “искусству Луллия”), к анализу суждений древних, равно как и к приемам алгебры Нового времени. Искомые правила метода Декарт излагает следующим образом: “Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... Второе — делить каждое из исследуемых мною заблуждений на несколько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления. Третье — придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного... И последнее — составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы всегда была уверенность в отсутствии упущений”(с. 274). В разных сочинениях Декарт по-разному записывал и группировал правила метода. Эти четыре правила— обобщенное формулирование 21 правила, изложенного в более ранних “Правилах для руководства ума”. Ум должен привыкать мыслить ясно и отчетливо и отыскивать истину, которая по каждому вопросу только одна.
    В части 3 (“Некоторые правила морали, извлеченные из этого метода”) представлены следующие “временные правила нравственности”: “Первое — это подчиняться законам и обычаям моей страны, блюдя религию... и во всем остальном руководствоваться мнениями, наиболее умеренными и далекими от крайностей...” Второе правило — “оставаться возможно более твердым и решительным в своих действиях...” (с. 276). “...Моим третьим правилом было стремиться всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок мира...” (с. 277).
    В 4-й части (“Доводы, доказывающие существование Бога и человеческой души, или Основание метафизики”) излагается в краткой форме “методическое” движение по пути сомнения к “первому принципу философии”, а именно к идее “я мыслю, следовательно, я существую”, а от нее — к идее субстанции, “вся сущность и вся природа которой состоит только в мышлении и которая, чтобы существовать, не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи” (с. 283). Следующий шаг (подробно представленный в “Метафизических размышлениях”, 1641): “размышляя по поводу того, что я сомневался и что, следовательно, мое существо не является вполне совершенным...”, я логично прихожу к идее более совершенного существа, чем я. Аналогичным образом “я знаю некоторые совершенства, мне не присущие”, и по контрасту представляю себе существо, способное быть “бесконечным, вечным, неизменным, всесведущим, всемогущим”, т. е. прихожу к идее Бога.
    В частях 5 (“Порядок физических вопросов”) и 6 (“Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы”) излагаются принципы и порядок естественнонаучных исследований: сначала отыскиваются “вообще принципы, или первопричины всего того, что есть и может быть в мире...” (с. 306), затем выясняется, “каковы первые и самые обычные следствия”, какие можно вывести из этих причин. На этом пути предметом исследования стали небеса, звезды, земля, а на земле — вода, огонь, минералы, т. е. вещи “наиболее общие из всех и наиболее простые, а следовательно, и наиболее легкие для познания” (там же); в частности, была предложена гипотеза о возникновении Земли, Солнца из хаоса материального движения, затем совершился переход “к более подробному рассмотрению Земли” (с. 291). Таким же образом вначале исследовались движения животных и человеческого тела; Декарт подробно обсуждает движение сердца, крови, чтобы доказать, что “все это согласуется с правилами механики, являющимися и правилами природы” (с. 299). Отличие человека от животных — наличие “разумной души”, которая “никоим образом не может быть продуктом материальной силы наподобие других вещей” (с. 302—303) и которая сотворена Богом и является бессмертной. Хотя принципы философии “крайне просты и очевидны”, ученые мужи не торопятся обладать светом истины, ограничиваясь “тщеславной видимостью всезнайства” (с. 312). Впрочем, своими судьями Декарт желает иметь тех, “кто соединяет здравый смысл с ученостью” (с.316).
    Наиболее известные комментарии к “Рассуждению о методе” выполнены Э. Жильсоном в парижском издании 1947 и в исследовании Ш. Серрюса (Sems Ch. La méthode de Descartes. P., 1933).
    Русский перевод — M. M. Скиада (Воронеж, 1873); H. A. Любимова (СПб., 1885); Г. Тымянского (M., 1925); Г. Г. Слюсарева и А. П. Юшкевича (1953, с комментариями).
    Н. В. Мотрошилова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "“РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ”" в других словарях:

  • Рассуждение о методе — «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (фр. Discours de la méthode pour bien conduire sa raison, et chercher la verité dans les sciences) философский трактат, опубликованный Рене Декартом в… …   Википедия

  • «РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ» —         «РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ для хорошего направления разума и отыскания истины в науках» («Discours de la methode, pour bien conduire sa raison et chercher la verite dans les sciences», Leyden, 1637), одно из осн. соч. Декарта, содержит сжатое… …   Философская энциклопедия

  • РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ — ’РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ’ программное произведение Декарта, в сжатом виде представляющее основные темы, вопросы и положения его философии, методологии, морали и естествознания. Написанное на французском языке, оно появилось в 1637 в Лейдене (вместе… …   История Философии: Энциклопедия

  • «РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ» — произведение Декарта (1637); это первый философский текст, написанный на «вульгарном» языке, т.е. на французском, тогда как вплоть до того момента научные книги писались только на латыни. Отвергнув все авторитеты, Декарт излагает в простых… …   Философский словарь

  • Рассуждение о методе (Декарт) — Рассуждение о методе Научный метод Как правильно думать All have common sense Method:Как думать …   Википедия

  • РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ — программное произведение Декарта, в сжатом виде представляющее основные темы, вопросы и положения его философии, методологии, морали и естествознания. Написанное на французском языке, оно появилось в 1637 в Лейдене (вместе с Диоптрикой ,… …   История Философии: Энциклопедия

  • "РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ..." — РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ... (1637) – соч. Декарта, в к ром сжато изложено его филос. учение. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 …   Философская энциклопедия

  • Рассуждение — Рассуждение  ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме. Рассуждение в логике Рассуждение  термин школьной теории словесности (устаревшее значение) См. также Рассуждение о… …   Википедия

  • Рассуждение — один из трех элементов сочинения, устанавливаемый традиционной стилистикой и определяемый как раскрытие частей целого в их логической последовательности, как доказательное развертывание мысли по определенной схеме (см. «Хрия»). По существу Р.… …   Литературная энциклопедия

  • Рассуждение —     РАССУЖДЕНИЕ. Доказательное развитие какого нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности называется рассуждением. В противоположность строго индуктивным или математическим наукам, рассуждение не основывается на одном… …   Словарь литературных терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»