- “ПИР”
- “ПИР”
-
“ПИР” (Συμπόσιον, ή Περί άγαθοΰ, ηθικός — подзаголовок: “О благе, этический”) — диалог Платона зрелого периода (между 380 и 375 до н. э., по Теслефу), написанный, вероятно, одновременно с “Федоном” и соотносящийся с ним как комедия с трагедией (ср. “Пир” 223d). Замечателен не только благодаря изложенной в нем философской концепции любви (эросе), но и благодаря совершенной литературной форме. Диалог представляет собой рассказ Аполлодора, ученика Сократа, о пиршестве, которое устроил трагический поэт Агафон по случаю победы на Ленеях в 416. Помимо вступления (172а—178а) и заключения (223с—d), “Пир” содержит семь речей: Федра (Эрос — древнейший бог) (178а—180Ь), Павсания (есть две Афродиты и два Эроса: небесный и вульгарный) ( 180с— 185с), Эриксимаха (эрос пронизывает весь мир) (185с—188е), Аристофана (люди в их теперешнем виде — только символ человека, половинка некогда цельного существа: цельной женщины, либо цельного мужчины, либо андрогина — двуполого существа; любовь есть стремление к изначальной цельности) (189с— 193d), Агафона (Эрос — бог, наделенный красотой, совершенством, молодостью и т. п.) (194е — 197е), а также Сократа (199с—212с) и Алкивиада (215а—222Ь). Если первые четыре речи постепенно подготавливают тему сократовской речи, то от речи Агафона Сократ отталкивается: эрос — как и всякое влечение — есть влечение к отсутствующему; поэтому эрос двойствен: стремясь к прекрасному и доброму, он не обладает ими. И далее Сократ излагает услышанную им в юности речь мантинеянки Диотимы: Эрос — не бог, но демон, посредник между человеком и богом, сын Пороса-богатства и Пении-бедности, зачатый на празднике рождения Афродиты; Эрос любит одно из самых прекрасных благ — мудрость, поэтому он — сама философия; но любовь к мудрости, как и половая любовь, есть один из видов желания счастья, а само счастье — вечное обладание благом в красоте. Однако человеку в этом мире вечность дана либо на общем с животными пути порождения потомства, либо на пути постепенного восхождения по ступеням красоты к прекрасному как таковому, к духовному порождению в нем. В отличие от других собеседников Алкивиад в своей речи восхваляет не Эроса, а Сократа, однако и здесь развивается основная тема диалога: только философия может дать человеку истинное счастье.“Пир” послужил источником многочисленных подражаний (Ксенофонт, Аристотель, Плутарх, Апулей, Афиней, Юлиан, Макробий, Мефодий Патарский). Комментарий к “Пиру” — одна из “Эннеад” (I 5) Плотина. В эпоху Возрождения “Пир” стал особенно популярен благодаря комментарию М Финиш. Исключительное влияние платоновская метафизика любви оказала на Вл. Соловьева и эстетику русского символизма. Рус. пер.: М. Пахомова (1783), В. Н. Карпова (1863), А. Пресса (1904), И. Д. Городецкого (1908), С.А.Жебелева (1922),С.К.Апта(1965).Лит.: Symposium of Plato, ed. with introd., critical notes, comm. by R. G. Bury. Cambr., 1909; Isenberg M. W. The order of the discourses in Plato's Symposium. Chi., 1940; Hoffmann E. Über Platons Symposion. Hdlb., 1947; Koller H. Die Komposition des platonischen Symposins. Z., 1948; Marcel R. Marcile Ficin sur “Le Banquet de Platon ou de l'amour”. P., 1956; Dover K.J. The date of Plato's Symposium.— “Phronesis”, 1965, v. 10, ¹ l. p 2—20; Rosen S. Plato's Symposium. New Haven-L, 1968.Ю. А. Шичашн
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.