- ЮЛИАН
- ЮЛИАН
-
Флавий Клавдий (Flavins Claudius Julianus) (331, Константинополь,—26.6.363, Месопотамия, погребён в Тарсе), рим. император, племянник Константина Великого, за обращение из христианства в язычество получил у церк. историков прозвище Отступник. Учился у риторов Константинополя, в Никомедии слушал знаменитого Либания, позднее стал учеником Эдесия и вошёл в круг последователей Ямвлиха — представителей пергамской школы неоплатонизма. В 355 был посвящён в Элевсинские мистерии. Став императором в 361 и стремясь быть «философом на троне», Ю. предпринял попытку возродить языч. политеизм в качестве новой гос. религии, избегая при этом прямого преследования христиан. Восстанавливая старые культы, Ю. считал необходимым создать иерархию жречества по типу христ. церкви, намеревался разработать символику и догматику новой религии и на основе неоплатонизма построить её теологию. Различая, по образцу Ямвлиха, миры умопостигаемый, мыслящий и чувственный, Ю. средоточием каждого из них считал бога-солнце; солнце чувственного мира было для него только отражением солнца умопостигаемого мира. Автор речейгимнов, бесед, писем и др.Juliani imperatoris quae supersunt, rec. F. C. Hertlein, t. 1—2, Lipsiae, 1875—76; Oeuvres completes, texte etabli et trad, par J. Bidez, v. 1—2, P., 1924—32; Письма, пер. Д. Е. Фурмана, «ВДИ», 1970, № 1-3.Аверинцев С. С., Император Ю. и становление «византинизма», в кн.; Традиции в истории культуры, М., 1978, с. 79—84; Bidez J., La vie de l'Empereur Julien, P., 1930.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ЮЛИА́Н
-
Флавий Клавдий (Flavius Claudius Julianus) (332–363) – рим. император (с 361), прозванный христианами за возврат к язычеству "Отступником"; представитель пергамской школы др.-греч. неоплатонизма. Был страстным приверженцем антич. философии, лит-ры и религии и прославился своей попыткой реставрировать уже погибшие в то время языч. верования и культы, объединить их в противовес христианству в единую языческую гос. церковь во главе с императором. Будучи ближайшим учеником Ямвлиха, резко отличался от основателя неоплатонизма Плотина своим пренебрежением к чисто спекулятивным построениям и приверженностью к аллегорич. и моралистич. толкованию древней мифологии, а также к культовой практике. Как философ Ю. мало оригинален, его концепции матери-земли и солнца (гл. объектов его умозрит. мифологии) весьма неясны в сравнении с разработанной диалектико-мифологич. системой неоплатоников. Мать богов – это, очевидно, общая субстанция идеального мира, а "царь" Гелиос (солнце) – середина между идеальным и материальным миром. Кроме речей-гимнов к матери-земле и солнцу, Ю. написал ряд трактатов, писем и поэтич. произведений.Соч.: Juliani imper. quae supersunt, rec. F. С. Hertlein, 1–2, Lipsiae, 1875–76; The works of Julianus with an English translation by W. G. Wright, v. 1–3, L., 1913–23; то же, L., 1949–54; Epistulae, leges, poematia fragmenta varia. Colleg. rec. J. Bidez et F. Cumont, P., 1922; Oeuvres complètes. Texte établi et trad. par. J. Bidez, v. 1–2, P., 1924–32.Лит.: Вишняков Α., Император Ю. Отступник..., Симбирск, 1908; Ар. Л-в, Религ. и филос. убеждения императора Ю., "Странник", 1915, No 5–6, с. 643–89; Розенталь Н. Н., Ю. – отступник, П., 1923; Strauss D. Fr., Julian der Abtrünnige, Mannheim, 1847; Gardner Α., Julian philosopher and emperor and the last struggle of Paganism against Christianity, L., 1895; France W. C., The Emperor Julian. Relation to the New Sophistic and Neo-Platonism with a study of his style, L., 1896 (Diss.); Mau G. D., Die Religionsphilosophie Kaiser Julians in seinen Reden auf König Helios und die Göttermutter, Lpz.–В., 1907; Geffcken J., Kaiser Julian, Lpz., 1914; Negri G., L'Imperatore Guiliano l'Apostata, 5 ed., Mil.–Varese, 1954.А. Лосев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ЮЛИАН
-
ЮЛИАН (Ιουλιανός) Теург (2-я пол. 2 в.) — сын Юлиана Халдея (акме при императоре Марке Аврелии, 161—180), автор сочинений по теургии и мистическим обрядам, а также неких “Речений” (θεουργικά, Τελεστικά, Λόγια — Suida, s. ν., Ν 434 Adler), в которых, начиная с Хр. А. Лобека (Aglaophamus. Königsberg, 1829, S. 102), усматривают цитируемые неоплатониками “Халдейские оракулы”.Ю. А. Шичалин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.