- ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни
- ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни
-
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (24 февраля 1463, Мирандола — 17 ноября 1494, Флоренция) — итальянский философ и гуманист эпохи Возрождения. Происходил из семьи графов Мирандолы и синьоров Конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами Италии. Учился в университетах Болоньи, Падуи, Павии и Парижа, осваивая право, древнюю словесность, моральную и натуральную философию, богословие, новые и древние языки (помимо латинского и греческого также еврейский, арабский, халдейский). В 1486 составил “Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени” (изд. 1519) и “900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения”, намереваясь защищать их на философском диспуте в Риме в присутствии знаменитых ученых Италии и Европы. Диспут, намеченный на 1487, должен был открыться “Речью” (изд. 1496), посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мире и изначальному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. Папа Иннокентий VIII выделил для проверки “Тезисов” специальную комиссию, осудившую часть из них. Наскоро составленная Пико делла Мирандолой “Апология” (1487) привела к осуждению всех “Тезисов”. От угрозы инквизиционного преследования его спасло заступничество высоких покровителей; В 1489 он закончил и издал трактат “Гептапл, или О семи подходах к толкованию шести дней творения”, в котором исследовал сокровенный смысл Книги Бытия. В 1492 был написан небольшой трактат “О сущем и едином” (De Ente et Uno, 1496) — самостоятельная часть неосуществленного программного труда, имевшего целью согласование учений Платона и Аристотеля. Последняя работа — “Рассуждения против прорицающей астрологии” (Disputationes adversus astrologiam divinatricem, 1496).В центре антропологии Пико — учение о достоинстве и свободе человека прежде всего как полновластного творца собственного “я”. Пико подчеркивал божественное свойство человека охватывать своей субстанцией все виды реальности, растворять в себе всякую сущность, всякую природу; вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно. Мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, подходящую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, постичь которые доступно посвященным.Соч.: Opera omnia. Basileae, 1557; De hominis dignitate. Heptaplus. De ente et uno. Firenze, 1942; в рус. пер.: Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени.— В кн.: Эстетика Ренессанса. М., 1981, с. 248—305; О сущем и едином.— В кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985, с. 263-280.Лит.: Garin E. Giovanni Pico della Mirandola. Vita e dottrina. Firenze, 1937; Monnerjahn E. Giovanni Pico della Mirandola. Ein Beitrag zur philosophischen Theologie des Humanismus. Wiesbaden, 1960.О. Ф. Кудрявцев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.