- ПАРИС
- ПАРИС
-
ПАРИС (Paris) Карлос (род. 1925, Бильбао), один из наиболее известных испанских философов 2-й пол. 20 в. Преподавал философию в университетах Сантьяго-де-Компостела и Валенсии, затем в Мадридском Автономном университете. Участвуя в движении за развитие “научной философии”, входил в состав дирекции журнала “Теория”. В центре его исследований — проблемы философии техники и философской антропологии, а также осмысление современной культурно-исторической и философской ситуации Испании. Основные работы: “Физика и философия” (1952), “Наука, познание, бытие” (1957), “Технический мир и подлинное существование” (1959), “Унамуно. Структура его интеллектуального мира” (1970), “Человек и природа” (1970). 'Определяющим понятием учения Париса является отношение “человек—природа”. Понятие “природа”, по его мнению, переживает глубокую трансформацию. Благодаря “антропологическому усилию человека придать смысл природе” возникает новая “метафизическая ситуация”, когда реальность является уже не “первозданной” природой, а результатом организованного труда человека, творца. Необходима, по мнению Париса, ревизия онтологических категорий, которые должны охватить единство человека и природы. В онтологии на первый план должна выступить категория отношения. Человек как “единичное существо не может быть ни определен, ни понят вне контекста его отношений с остальными существами, составляющими универсум”. В свете этого отношение “человек—природа” воспринимается как система творческих взаимодействий через труд.Особое место Парис отводит технике, рассматривая ее в качестве “жизненного ответа” человека как личности (т. е. несущего в себе проект и ответственного за свое решение) “перед широким горизонтом возможностей”. Техническое творчество толкуется им как одно из проявлений подлинности человеческой жизни.Соч.: Mundo técnico y existencia. Madrid, 1959; Hombre y naturaleza. Madrid, 1970.A. Б. Зыкова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.