- Парис
- Парис (PariV, AlexandroV, Paris) - второй сын Приама и Гекубы(Гекабы), с именем которого связана троянская война. Еще во времябеременности им Гекуба видела во сне пожар, грозивший испепелить всюТрою. Напуганные таким предвещанием родители по рождении ребенка велелиотнести его на гору Иду и оставить там на произвол судьбы; но младенцавскормила медведица и воспитали в своей среде пастухи. Юный П. подрос исделался пастухом идейских стад; в подруги он избрал нимфу Энону. В этойпастушеской обстановке застали его три богини, Гера, Афина и Афродита,пришедшие к нему за решением спора о том, кто из них прекраснейшая. Гераобещала ему господство над Азией, Афина - победы и военную славу,Афродита - обладание прекраснейшей женщиной; он предпочел последнее,приобретая этим себе и своему народу в Афродите постояннуюпокровительницу. Вскоре после этого Кассандра признала в нем брата итаким образом П. обрел свой родной дом. Вопреки предостережениям Эноны,П., по совету Афродиты, отправился в Амиклы, покинув любившую его нимфу.Наделенный богиней Афродитой всеми чарами красоты и прелести, онпонравился гостеприимным хозяевам и особенно прельстил Елену. Между темМенелай отправился на Крит, а Диоскуры были заняты спором с афаридами;воспользовавшись отсутствием защитников Елены, П. убедил ее бросить домсупруга и отплыл с ней ночью в Азию, взяв много сокровищ из дворцаМенелая. Этот поступок П. послужил поводом к троянской войне. Впоследовавших битвах П. принимал мало участия и лишь после настойчивых иоскорбительных увещаний брата Гектора вступил в единоборство с Менелаем,кончившееся тем, что Афродита спасла своего любимца от неминуемойсмерти. При взятии города греками он был ранен Филоктетом; стрела былаядовитая, и он обратился к своей первой супруге за исцелением, но онаотказала ему в помощи и он умер от раны. Энона не пережила своего всееще любимого супруга. Такова, в общих чертах, мифическая биография П.Как герой азиатских сказаний, П. был женственным богом красоты иизнеженности, хотя в минуту необходимости он не лишен отваги. В немсказываются те же типические особенности, что и в Дионисе, ЛидийскомГеракле и Сарданапале; он является полным контрастом Ахиллу и Менелаю,чисто эллинским героям, олицетворявшим собой мужественность и силу. Н. О.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.