- ЛЮ ЦЗУНЪЮАНЬ
- ЛЮ ЦЗУНЪЮАНЬ
-
ЛЮ ЦЗУНЪЮАНЬ (Лю Цзыхоу, прозвище Лю Хэдун — <Лю из Хэдуна”) [773, уезд Цзесянь округа Хэдун (современный Цзечжоучжэнь уезда Юньчэн провинции Шаньси) — 819] — китайский литератор и философ. Состоял на государственной службе по ведомству ритуалов. Входил в дворцовую реформаторскую группировку, после ее поражения сослан в провинцию. Основные сочинения — “Тянь дуй” (“Обращение к Небу”), “Тянь шо” (“Слово о Небе”), “Да Лю Юйси тянь лунь шу” (“Книга ответов на вопросы Лю Юйси о Небе”), “Фэй Го юй” (“Против “Речей царств””). Исходил из существования предвечной мировой субстанции — “изначальной пневмы” {юань ци). Полемизируя с Хань Юем, доказывал, что Небо (тянь) — безграничный универсум, который никого не наказывает и не награждает, а природные начала не обладают волей (“Тянь шо”).Утверждал, что развитие общества следовало не “замыслам совершенномудрых”, а человеческим потребностям, регулируемым силой власти. Взгляды Лю Цзунъюаня на исторический процесс подразумевали некое прогрессивное развитие социума: в глубокой древности для того, чтобы продукты и вещи “собирались для [распределения] на всех” и не было столкновений между людьми, появились “войска и добродетель (дэ)”, т. в. аппарат насилия и моральные нормы. Активно поддерживая движение за “возрождение древности”, рассматривал конфуцианство, даосизм и буддизм как не противоречащие друг другу учения, выдвинул тезис о “единении конфуцианства и буддизма”.Соч.: Лю Цзунъюань цзи (Собр. соч.). Пекин, 1979; Хань Юй, Лю Цзунъюань. Избранное, пер. И. Соколовой. М., 1979.А. Г. Юркевич
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.