ЛЯН ЦИЧАО

ЛЯН ЦИЧАО
ЛЯН ЦИЧАО
    ЛЯН ЦИЧАО (Лян Чжожу, Лян Жэньгун, прозвище Инь бин ши чжужэнь— “Хозяин кабинета Глотания льда”) (23 февраля 1873, Синьхуэй провинции Гуандун — 19 января 1923, Пекин) — представитель либеральной реформистской политической мысли Китая Нового времени, философ, литератор. Активно участвовал в разработке идеологии реформаторства в рамках развернутого Кан Ювэем и Тань Сытуном политического движения. В 1896 издавал в Шанхае газету “Ши у бао”, в которой пропагандировал идеи конституционного реформирования государства, демократии и равенства. После поражения “ста дней реформ” в 1898 эмигрировал в Японию. В нач. 20 в. выступал против революционно-демократического движения, возглавляемого Сунь Ятсеном, отвергал установление республики путем насильственной революции, призывал остановиться на “просвещенной монархии”. После Синьхайской революции входил в правительство Юань Шикая, в 1916 выступил против его планов реставрации императорского правления, был министром финансов в правительстве Дуань Цижуя (1917).
    В 1898—1911 деятельность Лян Цичао была сосредоточена на пропаганде западных теорий либерализма, попытках синтеза идеи свободы Дж. Милля, Ж.-Ж. Руссо и И. Канта с эволюционизмом Ч. Дарвина и Г. Спенсера. Принципы эволюции он распространял на политическое устройство общества и на исторический процесс, отказываясь от традиционной в китайской мысли теории циклизма в общественном развитии. Подчеркивал важность для Китая свобод в области интеллектуального творчества, слова и печати, критиковал Кан Ююя за его осуждение либерализма. В своей полемике со сторонниками буржуазно-демократической революции Лян Цичао исходил из опасений, что свержение маньчжурской династии может вызвать иностранное вмешательство, которое еще больше ослабит страну. В 1912—14 Лян Цичао сблизился с Чжан Цзюньмаем и Чжан Дунсу нем. В 1920 поддержал выступления последнего против распространения марксизма в Китае. Морально-этические факторы считал детерминантами исторического развития общества, выступал за “непрерывность морального духа”, т. е. преемственность этических императивов. Движение истории, по Лян Цичао, реализуется через “героев”, возвышающихся над массами и ведущих их вперед.
    Синьхайская революция 1911 и “Движение 4 мая” побудили Лян Цичао изменить подход к традиционной мысли. От осуждения конфуцианства как орудия деспотической власти он перешел к позитивной оценке, трактуя его как духовную скрепу китайского общества и основу существующих в нем тенденций к единству, бесклассовости, равенству и справедливости. После поездки в Европу на Парижскую мирную конференцию в 1918 констатировал крах “западной мечты” о всемогуществе науки, предложив пропаганду на Западе китайской духовности как возможный путь спасения западной материальной цивилизации.
    Философия Лян Цичао сближалась с буддизмом и идеями неоконфуцианской школы “учения о сердце-разуме” (синь сюэ). Он полагал, что “среда” создается “духом” (синь), а “идея есть мать реальности”. Истинной он считал лишь духовную сферу, а материальную признавал иллюзорной; лежащую в основе мироздания “изначальную пневму” (юань ци) трактовал как духовное объективное начало. Присущая человеку “духовная сила” несет в себе немыслимое и сокровенное — глубинную онтологическую реальность, выдвигая тем самым человека на особое место в мироздании. Центральное понятие гносеологии Лян Цичао — “умозрение” (хуэй гуань) — означает обнаружение истины посредством нахождения объективных фактов, раскрывающих идеи, уже содержавшиеся до этого в сознании человека, что близко к традиционному понятию о “врожденном знании добра” (лян чжи). Лян Цичао высоко ценил попытку китайских мыслителей эпохи Цин ( 1644—1911 ) освободить мысль от догматических напластований путем прямого обращения к произведениям древних философов. Он охарактеризовал обратившегося от субъективных озарений к наблюдениям за реальностью Дай Чжэня как “поворотную фигуру в китайской культуре”, поддержал реформаторский антитрадиционалистский пафос “школы текстов новых письмен”.
    Соч.: Инь бич ши хэ цзи (Свод сочинений из кабинета Глотания льда),т.1-40. Шанхай, 1936.
    Лит.: БорохЛ. Н. Общественная мысль Китая и социализм (нач. XX в.). М., 1984; Levenson T. R., Liang Ch'i-ch'ao and the Mind of Modern China. Cambr. (Mass.), 1959; HuangPh.C. Liang Ch'i-ch'ao and Modern Chinese Liberalism. Seattle—L., 1978.
    А. В. Ломаное

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ЛЯН ЦИЧАО" в других словарях:

  • ЛЯН ЦИЧАО — Лян Чжожу, Лян Жэньгун, прозвище Инь бин ши чжу жэнь (Хозяин кабинета Охлаждения жара [[буквально: Питья ледяной воды]] реминисценция из главы 4 даосского канона 4 3 вв. до н.э. Чжуан цзы). Китайский философ, историк философии, ученый, литератор …   Энциклопедия Кольера

  • Лян Цичао — в молодости Лян Цичао (кит. трад. 梁啟超, упр. 梁启超, пиньинь: Liáng Qǐchāo; род. 23 февраля 1873 …   Википедия

  • ЛЯН ЦИЧАО — (1873 1923), китайский философ, государственный и общественный деятель, один из лидеров либерального реформаторского движения в Китае конца 19 начала 20 вв. Резкий противник модернизации страны по западному образцу …   Энциклопедический словарь

  • ЛЯН ЦИЧАО — (второе имя Лян Жэньгун) (1873—1929), китайский писатель, ученый, общественный деятель. Утопич. ром. «Будущее нового Китая» (1902). Драмы, в т.ч. «Новый Рим» (1902). Стихи, публицистич. и лит. критич. статьи …   Литературный энциклопедический словарь

  • Лян Цичао — (1873 1929)     китайский политический деятель, историк, педагог, журналист. Один из руководителей реформаторского движения в Китае в конце 19 в. В книге Рассуждения о политике в области образования (1902) дал общий проект организации в стране… …   Педагогический терминологический словарь

  • Лян Сычэн — 梁思成 Осно …   Википедия

  • Лян — Лян: Лян  китайская династия 6 века н. э. Лян (кит. трад. 兩, упр. 两, пиньинь: liǎng, палл.: лян) китайская мера веса, равная приблизительно 37 граммам; серебряные ляны служили валютой. Лян  китайская фамилия (клан) 梁 . Вьетна …   Википедия

  • Лян (фамилия) — Лян китайская фамилия ( клан ) 梁 . Вьетнамское произношение Лыонг ( Lương ). Династия Лян (кит. 梁朝, пиньинь Liáng cháo) (502 557), также известная как Южная Лян (南梁), была третьей из числа Южных династий в Китае, которую сменила династия Чэнь.… …   Википедия

  • ЛЯН ЧЖИ — благосмыслие (врожденное, естественное, природное, априорное, доопытное нравственное знание, интуиция, сознательность, совесть) термин китайской философии, главным образом конфуцианства, представляющий знание субъект объектно: как благое,… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛЯН ЧЖИ —     ЛЯН ЧЖИ (кит., буквально благосмыслие, врожденное, естественное, природное, априорное, доопытное нравственное знание, интуиция, сознательность, совесть) термин китайской философии, гл. о. конфуцианства, представляющий знание субъект объектно …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»