- ЛЯН ЦИЧАО
- ЛЯН ЦИЧАО
-
ЛЯН ЦИЧАО (Лян Чжожу, Лян Жэньгун, прозвище Инь бин ши чжужэнь— “Хозяин кабинета Глотания льда”) (23 февраля 1873, Синьхуэй провинции Гуандун — 19 января 1923, Пекин) — представитель либеральной реформистской политической мысли Китая Нового времени, философ, литератор. Активно участвовал в разработке идеологии реформаторства в рамках развернутого Кан Ювэем и Тань Сытуном политического движения. В 1896 издавал в Шанхае газету “Ши у бао”, в которой пропагандировал идеи конституционного реформирования государства, демократии и равенства. После поражения “ста дней реформ” в 1898 эмигрировал в Японию. В нач. 20 в. выступал против революционно-демократического движения, возглавляемого Сунь Ятсеном, отвергал установление республики путем насильственной революции, призывал остановиться на “просвещенной монархии”. После Синьхайской революции входил в правительство Юань Шикая, в 1916 выступил против его планов реставрации императорского правления, был министром финансов в правительстве Дуань Цижуя (1917).В 1898—1911 деятельность Лян Цичао была сосредоточена на пропаганде западных теорий либерализма, попытках синтеза идеи свободы Дж. Милля, Ж.-Ж. Руссо и И. Канта с эволюционизмом Ч. Дарвина и Г. Спенсера. Принципы эволюции он распространял на политическое устройство общества и на исторический процесс, отказываясь от традиционной в китайской мысли теории циклизма в общественном развитии. Подчеркивал важность для Китая свобод в области интеллектуального творчества, слова и печати, критиковал Кан Ююя за его осуждение либерализма. В своей полемике со сторонниками буржуазно-демократической революции Лян Цичао исходил из опасений, что свержение маньчжурской династии может вызвать иностранное вмешательство, которое еще больше ослабит страну. В 1912—14 Лян Цичао сблизился с Чжан Цзюньмаем и Чжан Дунсу нем. В 1920 поддержал выступления последнего против распространения марксизма в Китае. Морально-этические факторы считал детерминантами исторического развития общества, выступал за “непрерывность морального духа”, т. е. преемственность этических императивов. Движение истории, по Лян Цичао, реализуется через “героев”, возвышающихся над массами и ведущих их вперед.Синьхайская революция 1911 и “Движение 4 мая” побудили Лян Цичао изменить подход к традиционной мысли. От осуждения конфуцианства как орудия деспотической власти он перешел к позитивной оценке, трактуя его как духовную скрепу китайского общества и основу существующих в нем тенденций к единству, бесклассовости, равенству и справедливости. После поездки в Европу на Парижскую мирную конференцию в 1918 констатировал крах “западной мечты” о всемогуществе науки, предложив пропаганду на Западе китайской духовности как возможный путь спасения западной материальной цивилизации.Философия Лян Цичао сближалась с буддизмом и идеями неоконфуцианской школы “учения о сердце-разуме” (синь сюэ). Он полагал, что “среда” создается “духом” (синь), а “идея есть мать реальности”. Истинной он считал лишь духовную сферу, а материальную признавал иллюзорной; лежащую в основе мироздания “изначальную пневму” (юань ци) трактовал как духовное объективное начало. Присущая человеку “духовная сила” несет в себе немыслимое и сокровенное — глубинную онтологическую реальность, выдвигая тем самым человека на особое место в мироздании. Центральное понятие гносеологии Лян Цичао — “умозрение” (хуэй гуань) — означает обнаружение истины посредством нахождения объективных фактов, раскрывающих идеи, уже содержавшиеся до этого в сознании человека, что близко к традиционному понятию о “врожденном знании добра” (лян чжи). Лян Цичао высоко ценил попытку китайских мыслителей эпохи Цин ( 1644—1911 ) освободить мысль от догматических напластований путем прямого обращения к произведениям древних философов. Он охарактеризовал обратившегося от субъективных озарений к наблюдениям за реальностью Дай Чжэня как “поворотную фигуру в китайской культуре”, поддержал реформаторский антитрадиционалистский пафос “школы текстов новых письмен”.Соч.: Инь бич ши хэ цзи (Свод сочинений из кабинета Глотания льда),т.1-40. Шанхай, 1936.Лит.: БорохЛ. Н. Общественная мысль Китая и социализм (нач. XX в.). М., 1984; Levenson T. R., Liang Ch'i-ch'ao and the Mind of Modern China. Cambr. (Mass.), 1959; HuangPh.C. Liang Ch'i-ch'ao and Modern Chinese Liberalism. Seattle—L., 1978.А. В. Ломаное
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.