- “ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ”
- “ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ”
-
“ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ” — важнейший памятник китайской натурфилософской мысли, традицией относимый к жанру философской “эклектики” (цза щзя). Авторами “Люй-ши чунь цю” считают представителей нескольких философских школ, умышленно собранных при своем дворе циньским сановником Люй Бувэем (ум. в 235 до н. э.), стремившимся согласовать различные точки зрения и выработать системный взгляд на мир, который мог бы быть положен в основу имперской идеологии. Согласно фактам, изложенным Сыма Цянем (ок. 145—86 до н. э.) в “Исторических записках” (“Ши цзи”), Люй Бувэй, будучи богатым торговцем и находясь по делам в столице царства Чжао, познакомился с внуком циньского правителя, жившим там в качестве заложника. Последнему при содействии Люй Бувэя удалось стать циньским царем, а затем и императором всего Китая, а Люй Бувэю — его первым министром. После этого Люй Бувэй собрал при себе свыше трех тысяч ученых, которые должны были под его руководством изложить “по порядку все дела, касающиеся неба, земли, всех вещей, древности и современности” (“Ши цзи”, гл. 85). После завершения труд получил название “Люй-ши чунь цю” (буквально “Хроника Люя”), содержавшее намек на другую знаменитую “хронику” — “Чунь цю” Конфуция. Авторы считали свой труд исчерпывающим и, согласно легенде, объявили награду в тысячу золотом любому, кто сможет добавить к тексту хотя бы один иероглиф. В современном виде “Люйши чунь цю” представляет собой произведение в трех частях, первую из которых составляют 12 “записей”, вторую — 8 “обзоров”, третью — 6 “трактатов”. Каждая из частей включает определенное число глав, причем все эти числа нумерологически значимы и образуют символические комплексы, репрезентирующие различные части космоса и протекающие в них процессы [напр., эти числа могут символизировать: 12 лунных месяцев, а также 60-летний цикл (12х5), 8 сторон и полусторон света, а также триграммы и гексаграммы (см. Гуа) “Чжоуи” (8х8), 6 полюсов мира (запад, восток, север, юг, зенит и надир), а также 36 округов-цзюнь империи Цинь Шихуана (6х6) и т. д.]. Всего, т. о., в “Люй-ши чунь цю” 26 книг и 160 глав, а общий объем текста — более ста тысяч иероглифов. В целом в “Люй-ши чунь цю” можно видеть одну из ранних попыток создания целостной натурфилософской модели мира. Мировая система (космос) как некое единство, подчиненное всеобщему закону гармонии, обозначается в памятнике как “великое единое” (тай и); последнее служит и метафорой дао как универсального закона живого мироздания. Повышенное внимание к общекосмическим процессам и фундаментальным законам универсума позволяет рассматривать “Люй-ши чунь цю” в т. ч. и как источник по истории даосской философии. Основной комментарий к памятнику, принадлежащий Гао Ю (нач. 3 в.), был расширен Би Юанем (1730—97). Среди многочисленных изданий текста в последние десятилетия выделяются работы Сюй Вэйюя (1933) и Чэнь Цию (1984).Г. А. Ткаченко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.