“ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ”

“ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ”
“ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ”
    “ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ” — важнейший памятник китайской натурфилософской мысли, традицией относимый к жанру философской “эклектики” (цза щзя). Авторами “Люй-ши чунь цю” считают представителей нескольких философских школ, умышленно собранных при своем дворе циньским сановником Люй Бувэем (ум. в 235 до н. э.), стремившимся согласовать различные точки зрения и выработать системный взгляд на мир, который мог бы быть положен в основу имперской идеологии. Согласно фактам, изложенным Сыма Цянем (ок. 145—86 до н. э.) в “Исторических записках” (“Ши цзи”), Люй Бувэй, будучи богатым торговцем и находясь по делам в столице царства Чжао, познакомился с внуком циньского правителя, жившим там в качестве заложника. Последнему при содействии Люй Бувэя удалось стать циньским царем, а затем и императором всего Китая, а Люй Бувэю — его первым министром. После этого Люй Бувэй собрал при себе свыше трех тысяч ученых, которые должны были под его руководством изложить “по порядку все дела, касающиеся неба, земли, всех вещей, древности и современности” (“Ши цзи”, гл. 85). После завершения труд получил название “Люй-ши чунь цю” (буквально “Хроника Люя”), содержавшее намек на другую знаменитую “хронику” — “Чунь цю” Конфуция. Авторы считали свой труд исчерпывающим и, согласно легенде, объявили награду в тысячу золотом любому, кто сможет добавить к тексту хотя бы один иероглиф. В современном виде “Люйши чунь цю” представляет собой произведение в трех частях, первую из которых составляют 12 “записей”, вторую — 8 “обзоров”, третью — 6 “трактатов”. Каждая из частей включает определенное число глав, причем все эти числа нумерологически значимы и образуют символические комплексы, репрезентирующие различные части космоса и протекающие в них процессы [напр., эти числа могут символизировать: 12 лунных месяцев, а также 60-летний цикл (12х5), 8 сторон и полусторон света, а также триграммы и гексаграммы (см. Гуа) “Чжоуи” (8х8), 6 полюсов мира (запад, восток, север, юг, зенит и надир), а также 36 округов-цзюнь империи Цинь Шихуана (6х6) и т. д.]. Всего, т. о., в “Люй-ши чунь цю” 26 книг и 160 глав, а общий объем текста — более ста тысяч иерогли
    фов. В целом в “Люй-ши чунь цю” можно видеть одну из ранних попыток создания целостной натурфилософской модели мира. Мировая система (космос) как некое единство, подчиненное всеобщему закону гармонии, обозначается в памятнике как “великое единое” (тай и); последнее служит и метафорой дао как универсального закона живого мироздания. Повышенное внимание к общекосмическим процессам и фундаментальным законам универсума позволяет рассматривать “Люй-ши чунь цю” в т. ч. и как источник по истории даосской философии. Основной комментарий к памятнику, принадлежащий Гао Ю (нач. 3 в.), был расширен Би Юанем (1730—97). Среди многочисленных изданий текста в последние десятилетия выделяются работы Сюй Вэйюя (1933) и Чэнь Цию (1984).
    Г. А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "“ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ”" в других словарях:

  • «ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ» — – важнейший памятник китайской натурфилософской мысли, традицией относимый к жанру философской «эклектики» (цза цзя). Авторами «Люй ши чунь цю» считают представителей нескольких философских школ, умышленно собранных при своем дворе циньским… …   Философская энциклопедия

  • люй-ши чунь цю — см. весны и осени г на люя …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Система 12 люй — Статья содержит ошибки и/или опечатки. Необходимо проверить содержание статьи на соответствие грамматическим нормам русского языка …   Википедия

  • весны и осени г-на люя — ЛЮЙ ШИ ЧУНЬ ЦЮ Весны и осени г на Люя . Филос. сборник сер. 3 в. до н.э. Др. назв. Обозрение Люя ( Люй лань ). По свидетельству Ши цзи (2 1 вв. до н.э.), Л. ш.ч.ц. написан по заказу Люй Бувэя, первого министра царства Цинь, содержавшимися при его …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом основной состав лексикона традиционной китайской… …   Энциклопедия Кольера

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. СВОБОДНАЯ ШКОЛА — Свободная школа представляет собой философское направление, представленное либо эклектичными произведениями отдельных авторов, либо сборниками, составленными из текстов представителей различных идейных направлений, либо энциклопедическими… …   Энциклопедия Кольера

  • ДА ТУН —     ДА ТУН (кит. Великое единение. Великое равенство, Великое тождество/подобие) термин китайской философии, имеющий два различных смысла: онтологический (преимущественно в даосизме) и социально политический (преимущественно в конфуцианстве).… …   Философская энциклопедия

  • ДА ТУН-ВЕЛИКОЕ ЕДИНЕНИЕ — Великое единение , Великое равенство (да тун1). Одна из основных утопических социально политических концепций конфуцианства. Главный компонент бинома да тун понятие тун1 ( единение, объединение, совместимость, тождественность ) в древнекитайских… …   Энциклопедия Кольера

  • ДАОСИЗМ — философско религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных трех учений (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Впервые как целостное идейное формирование под …   Энциклопедия Кольера

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ШКОЛА ТЕМНОГО И СВЕТЛОГО — Школа темного и светлого [[мирообразующих начал]] специализировалась в натурфилософско космологической и оккультно нумерологической (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) проблематике. Вошедшая в ее название пара основополагающих категорий китайской философии инь… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»