- ЛУ ЦЗЯ
- ЛУ ЦЗЯ
-
ЛУ ЦЗЯ [216 до н. э., царство Чу (современные провинции Хунань и Хубэй) —172 до н. э.] — китайский мыслитель, положивший начало синтезу доктрин древних философских школ, нацеленному на создание идеологической системы централизованной империи. Сановник при дворе нескольких императоров династии Западная Хань (206 до н. э. — 8 н. э.), в т. ч. ее основателя Лю Бана (Гао-цзу). Основное философское сочинение — “Синь юй” (“Новые речи”). Название выражает идею активного новаторства в противовес конфуцианской абсолютизации подражания “древности”. Выдвинул тезис о “единстве древнего и современного” (гу цзинь тун и), который подразумевает связь обновления с восприятием сущности древних традиций, выраженной в “письменности/культуре” (вэнь). Не отрицая необходимости юридического закона (фа), Лу Цзя делал упор на “(взаимное) дополнение культуры (вэнь) и воинственности (у)” (см. Вэнь-у) как “искусства долголетия [государственной власти]”. Гордыне, эгоизму и корысти Шихуана, правителя империи Цинь (221—210 до н. э.), Лу Цзя противопоставил пример государей древности, следовавших принципам “гуманности” (жэн”) и “долга/справедливости” (и). Выполнение этих конфуцианских требований, по Лу Цзя, характеризует метод правления, обозначаемый даосским термином “недеяние” (у вэй). В русле взглядов Лу Цзя поиск идеологических средств поддержки централизованной власти продолжили Цзя И (2 в. до н. э.) иДун Чжуншу, а его концепция “обновления” находила отклик у антиавторитарных мыслителей и реформаторов разных поколений. Соч.: Синь юй (Новые речи). — В кн.: Чжу цзы цзи чэн, т. 7. Шанхай, 1956; “Синь юй” Лу Цзя (главы 1, 4, 8, 10), вступительная статья и пер. Е. П. Синицыиа. — В кн.: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.А. Г. Юркевич
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.