БИН ЦЗЯ

БИН ЦЗЯ

"Школа военной философии".
БИН ЦЗЯ
БИН ЦЗЯ

Древнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмических законов. Бин цзя синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, инь-ян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в Хань шу (1 в.), в разделе "И вэнь чжи", где, однако, не включена в число десяти главных философских школ, а выделена как самостоятельное направление, охватывавшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков: стратегии и тактики (цюань моу); расположения войск на местности (син ши); временных и психологических условий войны (инь ян); боевых приемов (цзи цзяо). Согласно И вэнь чжи, бин цзя начала формироваться около 6-5 вв. до н.э. в среде военачальников. Идеологической основой служат конфуцианские принципы отношения к военному делу, изложенные в Хун фане, Лунь юе, Си цы чжуани: военные действия - последнее на шкале государственных дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления "гуманности" (жэнь2), "должной справедливости" (и1), "благопристойности" (ли2) и уступчивости (жан). Наиболее важные сочинения бин цзя - Сунь-цзы Сунь У (5-4 вв. до н.э.) и У-цзы У Ци (4 в. до н.э.). Вместе с пятью другими трактатами они были объединены в Семикнижие военного канона (У цзин ци шу), идеи которого легли в основу всех традиционных военно-политических и военно-дипломатических доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. Состав Семикнижия окончательно определился лишь в 11 в. В него вошли Лю тао (Шесть планов), Сунь-цзы [[бин фа]] (Сунь-цзы [[о военном искусстве]]), У-цзы [[бин фа]] (У-цзы [[о военном искусстве]]), Сыма фа (Правила Сыма), Сань люэ (Три стратегии), Вэй Ляо-цзы, Ли Вэй-гун вэнь дуй (Диалоги Ли Вэй-гуна). Традиционная версия приписывает Лю тао чжоускому полководцу Тайгун Вану (Люй Шан, 13 в. до н.э.), Сунь-цзы - Сунь У (конец 6 - 5 вв. до н.э.), У-цзы - У Ци (4 в. до н.э.), Сыма фа - Сыма (Тянь) Жанцзюю (6 - начало 5 вв. до н.э.), Вэй Ляо-цзы - Вэй Ляо (4 в. до н.э.), Сань люэ - Хуан Ши-гуну (3 в. до н.э.); Ли Вэй-гун вэнь дуй считался записью диалогов императора Тай-цзуна (627-649) династии Тан с его полководцем Ли Цзином (Вэйским гуном Ли). Однако фактически Лю тао составлен около 3-4 вв. н.э., Сань люэ в конце 6 - начале 7 вв., а утраченный текст Ли Вэй-гун вэнь дуй восстановлен не ранее 9 в. н.э. Иерархию этих трактатов в китайской культурной традиции отражает их последовательность в У цзин под редакцией Чжу Фу (11 в.): Сунь-цзы, У-цзы, Сыма фа, Вэй Ляо-цзы, Ли Вэй-гун вэнь дуй, Сань люэ, Лю тао. В 1972 в КНР был найден еще один фундаментальный трактат бин цзя, считавшийся утраченным к середине I тысячелетия - Сунь Бинь бин фа (Военные законы Сунь Биня). Мировоззрение бин цзя основывается на представлении о циклическом характере всех космических процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции "пяти элементов" (у син1). Этот общий ход вещей есть путь "обращения к корню и возвращения к началу" (У-цзы), т.е. дао. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены "культура" (вэнь) и оппозиционная ей "воинственность" (у2), "воспитание" (цзяо) и "управление" (чжэн3); в одних случаях необходимо опираться на конфуцианские "добродетели" (дэ1): "гуманность", "должную справедливость", "благопристойность", "благонадежность" (синь2), а в других - на противоположные им легистские принципы: "законность" (фа1), "наказуемость" (син4), "полезность/выгодность" (ли3), "хитрость" (гуй). Военная сфера - важная область государственных дел, а главное в военном искусстве - это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее "полезности/выгодности". В подобной диалектике сведущи "властители судеб (мин1) народа" - талантливые и расчетливые полководцы, которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом (тянь), Землей (ди2) и впереди закона (фа1), а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и независимы от правителя.
ЛИТЕРАТУРА
Сунь-цзы. М., 1955 У-цзы. М., 1957 Караев Г.Н. Военное искусство древнего Китая. М., 1963 Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Чуев Н.И. История формирования военно-теоретической мысли в древнем Китае. Канд. дис. ИВ РАН. М., 1997 У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб, 1998

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "БИН ЦЗЯ" в других словарях:

  • БИН ЦЗЯ —     БИН ЦЗЯ (школа военной философии) древнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном искусстве как выражении общекосмических законов и одной из основ социальной регуляции. Бин цзя синтезировала идеи конфуцианства, легизма,… …   Философская энциклопедия

  • бин цзя — см. военная школа …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • военная школа — БИН ЦЗЯ Древнекит. филос. школа, выработавшая учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмич. законов. Б.ц. синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, иньян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • весны и осени г-на люя — ЛЮЙ ШИ ЧУНЬ ЦЮ Весны и осени г на Люя . Филос. сборник сер. 3 в. до н.э. Др. назв. Обозрение Люя ( Люй лань ). По свидетельству Ши цзи (2 1 вв. до н.э.), Л. ш.ч.ц. написан по заказу Люй Бувэя, первого министра царства Цинь, содержавшимися при его …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • «СУНЬ-ЦЗЫ» — («[Трактат] Учителя Суня», «Сунь цзы бин фа» – «Сунь цзы о военном искусстве», «Законы войны Учителя Суня») – древнейший в мире военно теоретический трактат из 13 глав (нянь), основополагающий текст «школы военной философии» (бин цзя), главный в… …   Философская энциклопедия

  • “СУНЬ-ЦЗЫ” —     “СУНЬ ЦЗЫ” (“[Трактат] Учителя Суня”, “Сунь цзыбин фа” “Сунь цзы о военном искусстве”, “Законы войны Учителя Суня”) древнейший в мире военно теоретический трактат из 13 глав (пянь), основополагающий текст “школы военной философии” (бин цзя),… …   Философская энциклопедия

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом основной состав лексикона традиционной китайской… …   Энциклопедия Кольера

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… …   Философская энциклопедия

  • Период Борющихся царств — История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан …   Википедия

  • Период Воюющих царств — История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»