ВИДЖНЯНА-ВАДА

ВИДЖНЯНА-ВАДА
ВИДЖНЯНА-ВАДА
    ВИДЖНЯНА-ВАДА (санскр. vijfiàna-vàda — учение о сознании) — онтологическая концепция, разрабатывавшаяся в буддийской школе йогачара. Йогачаров за приверженность названной концепции называли также виджнянавадинами. Наиболее известными среди них были Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти, Дхармоттара, Шантаракшита, Бхававиеека и др. Основателем концепции виджняна-вада некоторые исследователи (в частности Хаджими Накамура) называют Майтерянатху, который, возможно, жил между 270—350. Главные положения доктрины гласят, что вещи эмпирического мира существуют не в действительности, а только как конструкции нашего сознания. Феноменальный мир, т. о., не имеет реального существования, он бытийствует только в мышлении, в содержаниях различных состояний сознания. Понятия как индивидуальные идеи, которыми оперирует сознание, есть результат познавательной деятельности и не имеют онтологического статуса. Они сконструированы нашим мышлением, которое так же иллюзорно, как и вещи. Единственной подлинной реальностью является абсолютное сознание, существующее как “космическое тело Будды”, тело не материальное, а духовное, сознание-сокровищница (алаяваджняна). Это сознание состоит из дхарм, волнение которых и обусловливает существование всего мира, и является ступенью в эволюции “таковости” (татхата), в которой оно пробуждается.
    В новой школе Йогачаров (последователей Дигнаги) концепция сознания-сокровищницы, или “всесохраняющего сознания”, претерпевает изменения по сравнению с древней школой (последователями Асанга). В ней не только увеличивается число дхарм, составляющих мировое сознание, с 75 до 100, но оно само становится новым элементом, содержащим “семена” всех будущих идей и следы всех прошлых деяний. И этот элемент больше не считается абсолютом, поскольку находится в феноменальном бытии и несет в себе результаты кармы, скорее он напоминает, по мнению Ф. И. Щербатского, первичную материю санкхьяиков, модификациями которой и являются все вещи эмпирического мира. Аналогичным образом, у Йогачаров модификации алаявиджняны представляют индивидуальные идеи, в форме которых существует физический мир. Эти идеи нереальны, потому что им в действительности ничего не соответствует. Существующее в идеях деление на субъект (познающую личность) и объект (познаваемую физическую вещь) на самом деле иллюзия. Весь мир по сути, как отмечали Асанга и Васубандху, представляет собой логическое построение; все его элементы относительны и нереальны сами по себе, представляя собой модификации абсолютного сознания.
    Стремясь преодолеть разрыв между несотворенными и сотворенными дхармами, между нирваной и сансарой, последователи Йогачаров пришли к выводу, что для перехода в нирвану йогинам-буддистам не нужно изменять строение вселенной, превращать элементы феноменального мира в элементы нирваны, нужно лишь перестроить свое сознание, отбросить иллюзии природного мира и невечных дхарм.
    Н. А. Канаева ВИД ЬЯ — см. Джняна.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ВИДЖНЯНА-ВАДА" в других словарях:

  • ДРИШТИ-СРИШТИ-ВАДА —     ДРИШТИ СРИШТИ ВАДА (санскр. drsti srsti vâda, букв. учение о видении, [равнозначном] творению) направление в рамках адвайта веданты, основные идеи которого заложены в трудах последователей Шанкары Сурешвары (8 в.) и Сарваджнятмана (10 нач. 11 …   Философская энциклопедия

  • СОЛИПСИЗМ — (от лат. solus один, единственный и ipse сам) разновидность идеализма, утверждающая, что несомненной реальностью является только мыслящий субъект, а все др. индивиды и предметы существуют лишь в его сознании. А. Шопенгауэр заметил, что крайним… …   Философская энциклопедия

  • СОЛИПСИЗМ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — В индийской религиозно философской традиции к идеям солипсизма близко приблизились два учения, в которых особую роль играет концепция «чистого сознания»: среди неортодоксальных учений – буддийская виджняна вада,среди ортодоксальных – адвайта вед …   Философская энциклопедия

  • ПАРАТАХ-ПРАМАНЬЯ —     ПАРАТАХ ПРАМАНЬЯ (санскр. paratahprдmдnya достоверность, [зависящая] от другого) в индийской философии общее обозначение эпистемологических доктрин, отрицавших внутреннюю самодостоверность знания (как в учениях типа сватах праманья) и… …   Философская энциклопедия

  • АТМАН — (санскр. atman сам себя; тело; сущность, душа, дух, мировой дух) кардинальное понятие инд. мысли, означающее безначальное и непреходящее, «субстанциональное» духовное начало индивида, онтологически внеположенное его телу и всей психоментальной… …   Философская энциклопедия

  • МАХАСАНГХИКА —     МАХАСАНГХИКА (санскр. mahäsäinghika составляющие большую общину) раннебуддийская школа. Явилась инициатором первой значительной схизмы в истории буддизма, состоявшейся после т. н. второго буддийского собора в конце 4 в. до н. э., когда… …   Философская энциклопедия

  • ЧАНЬ ШКОЛА —     ЧАНЬ ШКОЛА (кит. чань, от санскр. дхьяна медитация) направление китайского буддизма, получившее наибольшее распространение в странах Восточной Азии. Считается, что первый патриарх Чань школы Бодхидхарма (ум. 528), прибыв в Китай в 520, стал… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… …   Философская энциклопедия

  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА — [санскр. веданта недвойственности], первая религиозно философская школа, сложившаяся в рамках веданты. Вместе с тем А. в. обычно считается вершиной инд. религ. традиции, своего рода квинтэссенцией инд. мудрости; только здесь центральный тезис… …   Православная энциклопедия

  • СКАНДХИ —     СКАНДХИ (санскр. skandha, пали khandha куча, связка, группа, агрегат) в буддизме обозначение пяти групп элементов дхарм, конституирующих индивида: рупа, ведана, самджня, санскара и виджняна.     Рупа (“материальное”, “телесное”, “форма”) это… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»