СОЛИПСИЗМ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

СОЛИПСИЗМ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
СОЛИПСИЗМ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
. В индийской религиозно-философской традиции к идеям солипсизма близко приблизились два учения, в которых особую роль играет концепция «чистого сознания»: среди неортодоксальных учений – буддийская виджняна-вада>,среди ортодоксальных – адвайта-веданта. Согласно виджняна-ваде, из всех скандх,или элементов мироздания, реальна лишь скандха виджняны (сознания), тогда как все остальные производны от нее. Поскольку виджняна сама продуцирует не только представления и идеи, но и чувственные данные, можно считать, что эмпирический мир порожден деятельностью сознания. Тем не менее виджняна-вада удерживается от крайних солипсистских выводов благодаря постулированию некоего общего «вместилища сознания» (алаявиджняна>). Иначе говоря, с точки зрения буддистов-виджнянавадинов, вселенная – это не проекция моего собственного, субъективного сознания, но общая греза алаявиджняны, к которой отдельное сознание способно лишь время от времени подключаться. Согласно же представлениям адвайта-веданты, реален лишь высший Брахман>,который понимается как чистое сознание (джняна>),или чистое восприятие (чит>,упалабдхи). Весь мир обязан своим существованием временнóй замутненности этого восприятия (поэтому он по сути своей определяется как авидья>,или неведение), или, что то же самое, развертыванию «космической иллюзии» (майя>). В некоторых направлениях адвайта-веданты существование эмпирического мира прямо сведено к его воспринимаемости (такова дришти-сришти-вада>,или учение о видении, равнозначном творению, адвайтиста Пракашананды (16 – нач. 17 в.). Однако еще до формирования этого учения, в компендии, приписываемом адвайтисту Шанкаре,излагается концепция «эка-джива-вада», своеобразное представление о «единой душе» – грезящей или видящей сны, частью которых все мы и являемся (см. «Сарва-даршана-сиддханта-санграха», 12.77–78). Адвайта-веданта пытается уберечься от солипсистских импликаций благодаря представлению о вечном Брахмане, существующем до и независимо от чьего бы то ни было отдельного, субъективного сознания. Онтологические гарантии спасения и твердая уверенность в существовании этого Брахмана обеспечиваются в ней безусловной опорой на тексты откровения (шрути).
    Н.В.Исаева
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "СОЛИПСИЗМ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ" в других словарях:

  • СОЛИПСИЗМ — (от лат. solus один, единственный и ipse сам) разновидность идеализма, утверждающая, что несомненной реальностью является только мыслящий субъект, а все др. индивиды и предметы существуют лишь в его сознании. А. Шопенгауэр заметил, что крайним… …   Философская энциклопедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • ШАНКАРА — (санскр. Sarnkara) философ, проповедник и реформатор индуизма, общепризнанный основатель адвайта веданты («недуалистическая веданта») как филос. системы, творивший, по современным датировкам, в 7 8 вв. Как полемист Ш. более всех др. индуистских… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»