АНАТМА-ВАДА

АНАТМА-ВАДА
АНАТМА-ВАДА
    АНАТМА-ВАДА (от санскр. anätman, пали anatta—недуша, бессамостность, безличность и vàda—учение, доктрина)—учение буддизма об отсутствии в человеке некой вечной субстанции, выступающей неизменным субъектом его действий и мыслей, называемым Атманом (душой, “я”). Наряду с анитья (санскр.; пали аничча—изменчивость) и д)>хкха анатма-вада 'составляет одну из трех основных характеристик существования. В противовес другим индийским религиям, видящим в человеке сочетание преходящей телесной оболочки и вечной души (Атмана), буддизм утверждал, чтов человеке все изменчиво, поскольку он состоит из пяти групп (скандх) элементов (дхарм), ни одной из которых нельзя приписать никакой устойчивой “самости”. Называя “крайностями” как этернализм (сассата-вада—доктрина вечной души), так и аннигиляционизм (уччхеда-вада— доктрина уничтожения души после смерти). Будда избегал прямых ответов на вопрос о существовании души, подчеркивая, что этот вопрос не имеет отношения к высшей религиозной цели буддизма — освобождению от страданий.
    Анатма-вада служила разрушению эгоцентрических установок сознания, присущих “естественному” человеку. На место брахманистского Атмана — самотождественного статичного бытия, претерпевающего перерождение в соответствии со своими действиями (закон кармы), буддизм поставил динамический процесс в виде потока дискретных элементов—дхарм, чередование которых подчинено закону взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада). В истории буддизма анатма-вада сыграла двойную роль. С одной стороны, она стимулировала разработку системы специальных упражнений (медитация над 32 элементами тела при повторении формулы “это не я, это не мое я, я не содержится в этом, это не содержится в я”). С другой стороны, под давлением критики соперничающих направлений буддисты развивали и теоретическое обоснование Яринципа “бессамостности”, прежде всего в теории скандх. Однако замена Атмана скандхами оставляла нерешенной проблему тождества личности в разные моменты времени (является ли тот, кто совершает действие, тем же, кто несет за них воздаяние) и связанные с нею проблемы памяти и узнавания. Это обусловило возникновение в буддизме группы диссидентских школ, объединенных идеей пудгалы как некоего более или менее устойчивого единства дхарм отдельного индивида. В истории буддизма они известны как пудгалавадины.
    В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "АНАТМА-ВАДА" в других словарях:

  • КХЬЯТИ-ВАДА —     КХЬЯТИ ВАДА (санскр. khyätiväda учение о знании) в индийской философии общее обозначение теории познавательных ошибок. Поскольку ошибки считались в Индии разновидностями пусть даже и ложного, но все таки знания, многие из позитивных доктрин… …   Философская энциклопедия

  • БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ —     БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ система рационально обоснованных взглядов на мир, человека и познание, сложившаяся в рамках разных направлений и школ буддизма. Ведущую роль в развитии буддийской философии сыграли две хинаянские школы ваибхашика и… …   Философская энциклопедия

  • КАРМА — (санскр. каппа, пали kamma обряд, действие, деяние) одна из основополагающих концепций инд. мысли, определившая мировоззренческие парадигмы всех инд. религий и обусловившая специфику инд. социально этических воззрений. К. соотносится прежде всего …   Философская энциклопедия

  • КАРАНА—КАРЬЯ —     КАРАНА КАРЬЯ (санскр. kärana kärya причинаследствие) термины индийской философской концепции причинности. Истоки двух основных доктрин, определяющих механизм действия причинно следственных связей саткарья вады (учение о предсуществовании… …   Философская энциклопедия

  • КАРАНА–КАРЬЯ — (санскр. Kāraṇa – kārya – причина следствие) – термины индийской философской концепции причинности. Истоки двух основных доктрин, определяющих механизм действия причинно следственных связей – саткарья вады (учение о предсуществовании следствия… …   Философская энциклопедия

  • ДУХКХА — (санскр. duhkha, пали dukkha страдание, несчастье, скорбь) в мировоззренческих текстах Индии фундаментальная характеристика «профанического» существования индивида, не достигшего истинного самопознания. Хотя Д. правомерно интерпретируется как… …   Философская энциклопедия

  • ДХАРМЫ — (санскр. dharmah, пали dhamma) ноуменальные, множественные, динамические, атомарные (далее неразложимые) носители субстраты тех элементов, на которые в буддийской онтологии разлагается поток сознания существования, который в обычном опыте… …   Философская энциклопедия

  • ПУДГАЛА —         (санскр., букв. индивидуальность, характер, душа), понятие др. инд. философии, имеющее особое значение в джайнизме и ряде школ буддизма. В джайнизме материя (материал), один из видов ад живы вечной, несотворённой и неразрушимой недуховной …   Философская энциклопедия

  • “МИЛИНДА-ПАНЬХА” —     “МИЛИНДА ПАНЬХА” (пали “Milinda panha” “Вопросы Милинды”) важнейший внеканонический памятник классического буддизма, сохранившийся в двух версиях палийской и китайской. Датировка китайской версии 3 в. и время жизни одного из двух главных… …   Философская энциклопедия

  • ПРАТИТЬЯ-САМУТПАДА —     ПРАТИТЬЯ САМУТПАДА (санскр. pratоtya samutpada, пали paticca samuppдda взаимозависимое возникновение) буддийская концепция причинности, выдвинутая в связи с попыткой определить причины страдания (вторая благородная истина) и способы их… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»