ДУХКХА


ДУХКХА
ДУХКХА
(санскр. duhkha, пали dukkha — страдание, несчастье, скорбь) — в мировоззренческих текстах Индии фундаментальная характеристика «профанического» существования индивида, не достигшего истинного самопознания. Хотя Д. правомерно интерпретируется как «страдание», его семантический объем онтологически значительно глубже, чем даже самый широкий спектр негативных эмоциональных состояний. Это находит выражение уже в том, что оппозиция Д. — счастье, радость, удовольствие (сукха) рассматривается не в качестве полноценной альтернативы Д., но скорее в виде лишь одного из аспектов Д., которая есть материализация «закона кармы» и необходимое «сопровождение» пребывания индивида в сансаре, и потому освобождение от Д. есть высшая цель человеческого существования (мокша). Вся буддийская доктрина изначально была уже кодифицирована как учение о «четырех благородных истинах» о Д. (чатвари арья-сатьяни): 1) констатация факта ее универсальности, 2) установление ее причины, 3) возможность ее устранения и 4) способ этого устранения.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ДУХКХА
    ДУХКХА (санскр. duhkha, пали dukkha—страдание, неудовлетворенность, тягостность, переживание) — одна из важнейших категорий индийской религиозно-философской мысли, особенно буддизма, объединяющая все отрицательные аспекты человеческого бытия (от чисто физи
    ческих и психологических страданий до глубинной неудовлетворенности). В индуизме духкха часто выступает антиподом сукхи (радости, удовольствия). В буддизме духкха более универсальна, включая в себя даже удовольствие, поскольку, согласно Будде, оно неизбежно приводит к страданию (“разъединение с приятным”). Духкха в буддизме является как бы религиозно нейтральной, это наличное положение вещей (первая благородная истина: “все есть страдание”), вызванное определенной причиной—желанием удовольствия и продолжения существования (вторая благородная истина). А раз духкха присуща бытию человека и других существ не изначально, а порождена ими самими, значит, устраняя эту причину (третья благородная истина), можно с помощью определенной практики (четвертая благородная истина — восьмеричный путь) искоренить ее в индивидуальном существовании.
    В онтологическом аспекте духкха является одной из трех (ти-лаккхана, илитри-лакшана) характеристик дхарм— элементов существования. Дхармы изменчивы (анитья), лишены самости (анатман), и, пока существование человека есть череда или “волнение” дхарм, он не может быть ничем, кроме чисто страдательной фигуры, пассивно претерпевающей это “волнение”. Т. о., духкха выступает и как объективный механизм такого “претерпевания” (символ сансары), и как субъективное отношение человека к этому процессу—психологическая неудовлетворенность, страдание.
    Хотя признание всеобщности страдания составляет один из краеугольных камней буддийского учения, из-за чего его характеризуют как пессимистичное, положение о том, что духкха имеет свою причину, которую человек может устранить собственными силами, делает буддизм религией спасения (ранний буддизм часто называют религией спасения собственными силами). См. также ст. Анатма-вада, Пратитья-самутпада, Четыре благородные истины.
    В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ДУХКХА" в других словарях:

  • Духкха — Дуккха, духкха (санскр. दुःख, duḥkha?; букв. «болезненность, неприятность, страдание, боль»). В Четырёх Благородных Истинах Будды Гаутамы термин «дуккха» вряд ли можно переводить как собственно «страдания». Дуккха значит «нетерпение,… …   Википедия

  • Духкха — боль; несчастье; печаль; горе …   Словарь йоги и веданты

  • Духкха — (Duhkha) Страдание. В системе раджа йоги говорится, что страдание причиняется объединением сознания с тем, что оно рассматривает. В ней также подчеркивается, что доля страдания присутствует в каждом подобном объединении. Избавление, однако,… …   Словарь йоги

  • ДУХКХА — [санскр. ; пали dukkha страдание, несчастье, скорбь], в мировоззренческих инд. текстах фундаментальная характеристика профанического существования индивида, к рая оценивается негативно и подлежит преодолению. Хотя Д. правомерно интерпретируется… …   Православная энциклопедия

  • Адхи-Бхаутика Духкха —     (Санскр.) Второй из трех видов страданий; букв., Зло, происходящее от внешних явлений или существ . Источник: Теософский словарь …   Религиозные термины

  • Адхи-Дайвика Духкха —     (Санскр.) Третий из трех видов страданий. Зло, происходящее от божественных причин, или справедливое кармическое наказание . Источник: Теософский словарь …   Религиозные термины

  • Адхьятмика Духкха —     (Санскр.) Первый из трех видов страданий; букв. Зло, происходящее от Самого Себя , вызванное или порожденное Я, или самим человеком. Источник: Теософский словарь …   Религиозные термины

  • АДХИ-БХАУТИКА ДУХКХА — (Санскр.) Второй из трех видов страданий; букв., Зло, происходящее от внешних явлений или существ …   Теософский словарь

  • АДХИ-ДАЙВИКА ДУХКХА — (Санскр.) Третий из трех видов страданий. Зло, происходящее от божественных причин, или справедливое кармическое наказание …   Теософский словарь

  • АДХЬЯТМИКА ДУХКХА — (Санскр.) Первый из трех видов страданий; букв. Зло, происходящее от Самого Себя , вызванное или порожденное Я, или самим человеком …   Теософский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.