МЭН-ЦЗЫ


МЭН-ЦЗЫ
МЭН-ЦЗЫ
Мэн Кэ, Мэн Цзы-юй (ок. 372-289 до н.э.) — др.-кит. философ, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства. Уроженец царства Цзоу (впоследствии область царства Лу, ныне — Юго-Вост. часть уезда Цзоусянь провинции Шань-дун).
Происходил из рода крупного сановника; получил хорошее образование; много странствовал, посетив царства Ци, Сун, Мэн, Вэй, Лян и др., где проповедовал свое учение. Не получив признания у правителей, М.-ц. вернулся в царство Лу, где занялся педагогической деятельностью. Его беседы с учениками легли в основу письменного памятника «Мэн-цзы» (4—3 вв. до н.э.). Идеи М.-ц. явились развитием этико-политического учения Конфуция и составили основу конфуцианской концепции политической организации общества.
Центральная идея политических взглядов М.-ц. — «человеколюбивое правление» (жэнь чжэн), имевшее несколько аспектов, в т.ч. 1) разделение всех жителей Поднебесной на «благородных мужей» (цзюньцзы), т.е. «тех, кто управляет людьми», и «простолюдинов» (шу минь) — «тех, кем управляют»: «Те, кто напрягают свой ум, управляют людьми; те, кто напрягают свои мускулы, управляются (другими)»; 2) обеспечение зажиточной жизни народу (тезис «править, заботясь о народе»), поскольку, согласно М.-ц., «народ является главным (в Поднебесной), за ним следуют духи Земли и зерна, а государь уступает им по значимости».
М.-ц. считал, что такой политикой правитель может «завладеть сердцем народа», «подчинить его себе» и в конечном итоге «овладеть Поднебесной». Обеспечение зажиточной жизни народу М.-ц. связывал с наделением его «постоянным занятием и имуществом» — это приведет к утверждению в народе добродетели. Конкретным шагом в осуществлении этой политики М.-ц. считал возрождение системы «колодезных полей», при которой крестьяне обязаны были сначала обработать «общее поле» («поле князя»), а затем уже — собственные наделы, с которых следовало платить налог в размере одной десятой урожая.
М.-ц. выступал за создание системы школ и домов призрения для престарелых как средства нравственного воспитания людей и утверждения согласия между верхами и низами.
Суть этико-философского учения М.-ц. сводится к положению об изначально доброй природе человека, которой присущи «четыре нравственных начала» (сы дэ): человеколюбие, чувство долга, стремление соблюдать ритуал и разум/мудрость. Человек, по М.-ц., наделен «врожденными знаниями» (лян чжи), чем объясняется его способность «познать Небо и его веления», добиваясь «слияния воедино Неба и человека».
Небо в учении М.-ц. выступало как высшая нравственная сила, верховное одухотворенное начало всех дел в Поднебесной. «Небо» олицетворяло собой нравственное совершенство и в то же время — «искренность», «истинность» (чэн).
М.-ц. первым из конфуцианских мыслителей поставил вопрос о соотношении чувственного и разумного начал в процессе познания. Важнейшим средством постижения мира философ считал «сердце» (синь, «разум») и второстепенным — органы чувств. Только «сердце» размышляет о «принципах» (ли) и постигает их.
В том же рационалистическом духе оценивал М.-ц. роль энергетического начала в человеке (ци) и его «воли» (чжи): «Воля руководит ци, а ци наполняет тело. Воля — главное, а ци — второстепенное».
Учение М.-ц. стало впоследствии неотъемлемой частью конфуцианской ортодоксии, а памятник «Мэн-цзы» вошел в 12 в. в каноническое конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

МЭН-ЦЗЫ
        Мэн Кэ (ок. 372—289 до н. э.), др.-кит. философ, представитель конфуцианства. Род. в царстве Цзоу (ныне юго-вост. часть у. Цзоусянь в юж. части пров. Шаньдун). Как и Конфуций, много путешествовал по др.-кит. государствам Ця, Сун, Тэн, Лян, ок. 40 лет проповедуя своё учение (в основе его — превознесение моральных устоев мифич. правителей глубокой древности Яо и Шуня, 2356—2206 до н. э.) и предлагая свои услуги правителям. Остаток жизни провёл в беседах со своими учениками, результатом которых явился трактат «М.-ц.», составленный, по-видимому, последователями М.-ц. уже после его смерти на основе его высказываний, а также фактов из его жизни и политич. деятельности. Он состоит из семи глав, каждая из которых разделена на две части.
        Этико-политич. учение М.-ц. базировалось на тезисе об изначальной доброте человеч. натуры (ср. Сюнъ-цзы), согласно которому человек обладает врождённым знанием добра и способностью творить его. Зло — результат ошибок людей и для его искоренения следует восстановить первонач. природу человека. М.-ц. первым ввёл понятие «гуманного управления» (жэнь чжэн) страной, которое он противопоставлял «деспотия, правлению», или «правлению с использованием силы», а также понятиям «выгода», «богатство», «польза» и т. п. Он выступал за уважит. отношение к народу, за право народа (по др. интерпретации — сановников) на свержение плохого правителя. Идеи М.-ц. оказали сильное влияние на представителей неоконфуцианства, на Ван Янмина и др. философов.
        «М.-ц.», в кн.: Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 225—47, 327—36; Ssu shu. The four books, English transl. and notes by J. Legge, Shanghai, [s. a.], p. 429—1014; P o r k e ?., Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927, S. 190— 215.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

МЭН-ЦЗЫ
(лат. Mencius)
Мэн Кэ (жил 372 – 289 до Р. X.) – кит. поэт-философ; ученик и последователь Конфуция. Проповедовал гуманность и справедливость, этикет и мудрость как четыре осн. добродетели, которые он относил к врожденным (благим) побуждениям.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

МЭН-ЦЗЫ
(фамилия – Мэн, имя – Кэ, прозвище – Цзы-Юй) (372–289 до н.э.) – ученик учеников внука Конфуция Цзы Сы. Записи о нем, сделанные его учениками, составили книгу "Мэн-цзы" в 7 разделах. Школа М.-ц. развивала идеалистич. элементы конфуцианского учения (см. Конфуцианство).
В период междоусобных войн (5–3 вв. до н.э.) М.-ц. осуждал разложение правящих слоев, их жестокость и произвол в управлении народом, требовал прекращения междоусобных войн; тем не менее М.-ц. пытался убедить правителей принять проповедуемые им идеи для смягчения социальных противоречий и недовольства нар. масс. Этико-политич. доктрина М.-ц. выражена в словах: "кто трудится умом, тот управляет людьми, кто трудится силой, тот подлежит управлению; те, кем управляют, кормят; те, кто управляет людьми, кормятся от людей" ("Мэн-цзы" раздел "Тэн-вэнь-гун", 1). М.-ц. утверждал, что доброта человеч. природы присуща как эксплуататорам, так и эксплуатируемым. Добро, по М.-ц., – это человеколюбие, справедливость, соблюдение обществ. регламента, мудрость. М.-ц. сводил источники знания к врожденным свойствам человека.
Развивая мистич. элементы учения Конфуция, М.-ц. считал, что небо наделено волей и является господином, к-рый наделяет властью правителей, и учил людей довольствоваться "велением неба" (судьбой), а правителей считать себя "приемниками велений неба".
Лит.: Попов П. С., Кит. философ Мэн-Цзы, СПВ, 1904; Ян Юн-го, История древнекит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 192–225.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

МЭН-ЦЗЫ
    МЭН-ЦЗЫ (Мэн Кэ, Мэн Цзы-юй) [около 372 до н. э., царство Цзоу (ныне провинция Шаньдун) —289 до н. э.] — философ, политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства (получил титул “Второго совершенномудрого” — “Я шэн”).
    Происходил из рода крупного сановника царства Лу Получил хорошее образование у учеников внука Конфуция Цзы Сы. Много странствовал в надежде добиться понимания у правителей царств и осуществить свои взгляды на практике. Проповедовал свое учение в Академии “Цзися”. Политическая карьера Мэн-цзы оказалась неудачной: ему удалось лишь однажды занять пост советника (319—301 до н. э.). Вернувшись на родину, занялся педагогической деятельностью. Беседы Мэн-цзы с учениками легли в основу составленного ими памятника “Мэн-цзы”.
    Взгляды Мэн-цзы составили впоследствии основу конфуцианской концепции политического управления обществом, в которую он ввел экономические и философские компоненты. Центральным моментом его учения являлась идея “человеколюбивого правления” (“жэнь чжэн”), имевшая три аспекта. Во-первых, разделение всех жителей Поднебесной на “управляющих” “благородных мужей” (“цзюнь-цзы”) и “управляемых” простолюдинов (“шу минь”). “Те, кто напрягают свой ум, управляют людьми. Те, кто напрягают свои мускулы, управляются (другими). Управляемые содержат тех, кто ими управляет... Такова общая для всех справедливость в Поднебесной” (“Мэн-цзы”). Во-вторых, необходимость заботы о народе со стороны правителей, обусловленной тем, что “народ является главным (в Поднебесной), за ним следуют духи Земли и злаков, а государь уступает им всем по значимости”. “Человеколюбивое правление” включало в себя “размежевание полей” — наделение земледельцев равными наделами и обеспечение их “постоянным занятием и имуществом” как условие воспитания у народа “добрых чувств”; внедрение системы “колодезных полей”, согласно которой крестьяне обязаны были сначала обрабатывать “общее поле” (“поле князя”), а затем — собственные наделы и платить с них налоги. В-третьих, учреждение системы образования народа, целью которой было призрение немощных и нравственное воспитание подданных.
    Концепция Мэн-цзы о врожденной “доброй природе” человека стала основой этической системы конфуцианства. Согласно этой концепции, человеку изначально присущи “четыре добродетели” (см. Сы дэ): человеколюбие, чувство долга, благопристойность и мудрость. Человек наделен также врожденным “знанием блага” (см. Лян чжи) и врожденными “благими способностями”, которые позволяют ему “познать Небо и его веления”, добиться слияния воедино Неба и человека, “охватить сердцем-разумом всю тьму вещей”. Мэн-цзы считал Небо (см. Тянь) — верховное одухотворенное начало всего сущего — обладателем нравственного совершенства, или “искренностью”, “истинностью” (см. Чэн). “Искренность — путь Неба, размышления об искренности — путь человека” (“Мэн-цзы”). Т, о., понятие нравственности приобретало онтологический смысл.
    Мэн-цзы впервые в конфуцианской философии поставил вопрос о соотношении чувственного и рационального начал. Первенство он отдавал “сердцу” (синь, в данном случае — орган мышления, “разум”), считая функцию органов чувств второстепенной, “зависящей от вещей”. Лишь “сердце-разум” способно познать принцип вещей, в то время как органы чувств “отражают” вещи. Энергетическое начало в человеке — ци-пневму — Мэн-цзы рассматривал как второстепенное по отношению к “воле”: “Воля руководит ци, а ци наполняет тело”.
    “Мэн-цзы” впоследствии вошло в состав конфуцианского “Четверокнижия”.
    Соч.: Мэн-цзы чжэн и (“Мэн-цзы” в правильном толковании).— В кн.: Чжу цзы цзи чэн, т. 1. Шанхай, 1935; “Мэн-цзы”.— В кн.: Древнекитайская философия, т. l. M., 1972; The Book of Mencius.—BKH.: A Source Book in Chinese Philosophy, transi, and compiled by Wing-tsit Chan. Princeton, 1973.
    Лит.: Быков Φ. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.
    В. Ф. Феоктистов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "МЭН-ЦЗЫ" в других словарях:

  • Мэн-цзы — (кит. 孟子) (372 289 до н. э.)  китайский философ, представитель конфуцианской традиции. Родился во владении Цзоу (совр. г. Цзоучэн, близ Цюйфу, пров. Шан …   Википедия

  • мэн-цзы — МЭН КЭ Мэн цзы, Мэн Цзы юй. Ок. 372 289 до н.э. Уроженец царства Цзоу (впоследствии обл. царства Лу, ныне юго вост. часть уезда Цзоусянь пров. Шань дун). Мыслитель, политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства. В офиц.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Мэн-Цзы — (кит. 孟子) (372 289 до н. э.) китайский философ, представитель конфуцианской традиции. Родился во владении Цзоу, исторически и культурно связанном с государством Лу (на полуострове Шаньдун), откуда происходил Конфуций, и учился у его внука Цзы Сы …   Википедия

  • Мэн-цзы — (около 372  289 до н. э.), древнекитайский философ, последователь Конфуция. Взгляды Мэн цзы изложены в книге «Мэн цзы». Сформулировал тезис о незыблемости деления людей на правящих и управляемых. * * * МЭН ЦЗЫ МЭН ЦЗЫ (ок. 372 289 до н. э.),… …   Энциклопедический словарь

  • Мэн-цзы —         Мэн Кэ (около 372 289 до н. э.), древнекитайский философ, один из самых активных последователей Конфуция (См. Конфуций). Родился в области Цзоу царства Лу (на территории современной провинции Шаньдун). Учился у учеников Конфуция. Стремясь …   Большая советская энциклопедия

  • МЭН-ЦЗЫ — (ок. 372 289 до н. э.) древнекитайский философ, последователь Конфуция. Взгляды Мэн цзы изложены в книге Мэн цзы . Сформулировал тезис о незыблемости деления людей на правящих и управляемых …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мэн-Цзы — трактат древне китайского философа Мэн цзы, представителя конфуцианства. Является заключительным трактатом Тринадцатикнижия, являющегося конфуцианским каноном. Трактат составлен, видимо, после смерти Мэн цзы его учениками и основан на его… …   Религиозные термины

  • Мэн-цзы — МЭН ЦЗЫ́ (ок. 372–289 до н.э.), др. кит. философ, последователь Конфуция. В кн. Мэн цзы сформулировал тезис о незыблемости деления людей на правящих и управляемых …   Биографический словарь

  • Мэн-цзы — (Mencius, Mengzi, Meng tzu) (ок. 372 289 до н.э.), кит. философ; по популярности в Китае уступал лишь Конфуцию, чье учение усердно отстаивал. Доказывал, что присущие человеку добродетели могут проявиться лишь в подобающих условиях. На ярких… …   Всемирная история

  • МЭН-ЦЗЫ — (ок. 372 289 до н. э.) др. кит. мыслитель, последователь Конфуция в области политики и этики. Уроженец царства Цзоу. Жил в столицах гос в Ци и Лян. М. ц. считал, что путь к образцовому управлению народом лежит через самоусовершенствование… …   Советская историческая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «МЭН-ЦЗЫ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.