НИЗАМИ

НИЗАМИ
НИЗАМИ
Гянджеви, Ильяс ибн Юсиф (ок. 1141–1209) – азерб. поэт и мыслитель, оказавший сильное влияние на ср.-век. поэзию и обществ. мысль народов Ближнего и Ср. Востока. Жил и умер в Гяндже. Хотя основной вопрос философии решался Н. идеалистически, с теологич. т. зр., в целом ряде вопросов его взгляды расходились с исламской ортодоксией. Так, Н. выступал против религ. воззрений на строение мироздания, в своей космогонии разделяя гипотезу Демокрита о звездах как обособленных мирах, имеющих свое небо и свою эемлю, и защищая идею шарообразности Земли. Вместе с тем Н. полагал, что Вселенная ограничена во времени и пространстве. Образование земных слоев и изменение лика Земли Н. объяснял с естественнонауч. позиций: воздействием воды, ветра и тектонических процессов, не оставляя места сверхъестеств. "чудесам".
Филос. взглядам Н. свойственны нек-рые пантеистич. и гилозоистские тенденции: природу он понимал как единое живое существо, в к-ром "разлито" божество или мировая душа – "душа души", наделенная способностью к жизнедеятельности. При этом универс. деятельностью природы Н. считал взаимное "притяжение" ее частей, к-рое он называл "любовью". Признавая тесную связь между душой и телом, Н. отвергал идею "продолжения" жизни души в потустороннем мире: душа покидает тело после его смерти и "растворяется" в "мировой душе", теряя индивид. качества.
Н. прославлял разум, знания, но его взгляды на вопросы науч. познания не были свободны от влияния теологии: он ограничивал сферу познания рамками мира явлений, утверждал непознаваемость божественного мира сущностей.
В своих эстетич. высказываниях Н. обожествлял иск-во поэзии как наивысшую форму художеств. творчества, придавая первостепенное значение в творческом процессе свободе поэтич. выражения и фантазии художника. Гл. роль в поэзии Н. отводил эпическому жанру, полагая, что именно в эпосе идеал художника находит свое наибольшее воплощение (что созвучно "Поэтике" Аристотеля).
Общественно-политич. идеи Н., хотя и испытавшие значит. влияние ср.-век. аскетизма, имели гуманистич. характер. Н. осуждал пороки феод. общества; в поисках справедливости он обращался к прошлому, противопоставив идеализированную греч. демократию своей современности. Поиски Н. в этом направлении продолжались до конца его жизни и привели к созданию образа идеального правителя – Александра Македонского – и знаменитой утопии справедливого общества, изложенной в поэме Н. "Искандер-наме" (Книга Александра). Основа справедливости в этом обществе – нравств. чистота и совершенство его граждан, а также социальное и имуществ. равенство людей. Жители идеального города Н. не имеют представления о воровстве, обмане, отсюда в городе отсутствуют полиция и суд; эти люди "не льют крови" и избегают войн "при помощи мира"; никто из них не стремится к обогащению и не ценит золото: материальные блага в городе распределяются поровну. Совместный труд на плодородных землях города обеспечивает всеобщее благосостояние. Жители города умеренны в еде и наслаждениях, обладают крепким здоровьем и долголетием: здесь умирают только в глубокой старости.
Утопич. идеи Н. заключены в религ. оболочку: все члены его идеального города объединены в религ. общину и смысл своей жизни находят в служении богу. Однако аскетич. черты утопии Н. не заслоняют ее прогрессивную сущность: она отражала мечты бесправных и угнетенных нар. масс о свободе, равенстве и вечном мире на земле.
Гуманистич. наследие Н. оказало благотворное влияние на творчество Навои, Джами, Физули и мн. др. восточных поэтов и мыслителей.
Соч. в рус. пер.: Избр. произв., вступ. ст. Е. Э. Бертельса, [М. ], 1947; Искандер-намэ, М., 1965; Хосров и Ширин, Баку, 1955; Лайли и Маджнун, М., 1957; Семь красавиц, Баку, 1959; Поэмы и стихотворения, Л., 1960.
Лит.: Маковельский А. О., Nizamiana, "Тр. Ин-та философии (АН Азерб. ССР)", 1945, т. 1, No 6–7; Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 57–65; Бертельс Е. Э., Низами. Творческий путь поэта, М., 1956; История философии, т. 1, М., 1957; Мустафаев Д., Н. Г. и материалистич. традиция древнеинд. философии, "ИАН Азерб. ССР. Серия обществ. наук", 1959, No 5; его же, Мировоззрение Η., "ΒΦ", 1962, No 12; его же, Филос. и этич. воззрения Н., Баку, 1962; Шехаби Али-акбар, Незами – шаэр-е дастан-cäpa (Низами – поэт романтик. Его жизнь и творчество), Тегеран, 1337 с. г. х. (1958); Bacher W., Nizami's Leben und Werke und der zweite Teil des Nizamischen Alexanderbuches, Gött., 1871; Wilson С. Е., Introduction, в кн.: Nizami Ganjаvi, The haft paikar (The seven beauties), v. 1, L., 1924; Dārāb G. H., Introductory essay on the life and times of Nizami, в кн.: Nizami Ganjavī Makhzanol Asrār, L., 1945.
Д. Мустафаев. Баку.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "НИЗАМИ" в других словарях:

  • Низами — Гянджеви перс. نظامی گنجوی, азерб. نظامی گنجوی Портрет Низами на ковре (музей в Гяндже) Имя при рождении: Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Псевдонимы …   Википедия

  • НИЗАМИ — «НИЗАМИ», СССР, МОСФИЛЬМ/АЗЕРБАЙДЖАНФИЛЬМ, 1982, цв., 135 мин. Историко биографический фильм. Посвящен великому азербайджанскому поэту и философу гуманисту, жившему на рубеже 12 13 веков. В ролях: Муслим Магомаев (см. МАГОМАЕВ Муслим Магомедович) …   Энциклопедия кино

  • НИЗАМИ — Воспитанный, дисциплинированный. Военный. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов …   Словарь личных имен

  • Низами Ганджави — Низами Гянджеви перс. نظامی گنجوی, азерб. نظامی گنجوی Портрет Низами на ковре (музей в Гяндже) Имя при рождении: Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Псевдонимы …   Википедия

  • Низами (значения) — Низами: Низами поэт Низами село в области Арарат Армении Низами художественный фильм Низами Гянджеви станция Бакинского метрополитена Улица Низами улица в Баку Улица Низами улица в Чебоксарах Переулок Низами переулок в Чебоксарах …   Википедия

  • Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс Ибн Юсуф — (около 1141  около 1209), азербайджанский поэт и мыслитель. Основное сочинение  «Пятерица» («Хамсе»), состоит из 5 поэм: «Сокровищница тайн» (между 1173 и 1180), «Хосров и Ширин» (1181), «Лейли и Меджнун» (1188), «Семь красавиц» (1197) и… …   Энциклопедический словарь

  • Низами Гянджеви — Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (ок. 1141, Гянджа, Азербайджан – ок. 1209, там же), азербайджанский поэт и мыслитель. Иллюстрация к «Хамсе». 1490–91 гг.   Писал на персидском языке (фарси). Выходец из средних слоёв городского населения, получил… …   Литературная энциклопедия

  • НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ Абу Мухаммед Ильяс ибн — Юсуф (ок. 1141 ок. 1209) азербайджанский поэт и мыслитель. Основное сочинение Пятерица ( Хамсе ), состоит из 5 поэм: Сокровищница тайн (между 1173 и 1180), Хосров и Ширин (1181), Лейли и Меджнун (1188), Семь красавиц (1197) и Искандер наме (ок.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф — (около 1141 — около 1209), азербайджанский поэт и мыслитель. Основное сочинение — «Пятерица» («Хамсе»), собрание 5 поэм: философско дидактическая «Сокровищница тайн» (между 1173 и 1180), любовно романтическая «Хосров и Ширин» (1181),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Низами Арузи Ахмед ибн Умар — (г. рождения неизвестен, Самарканд, ‒ около 1160), персидский и таджикский писатель. Был придворным поэтом и письмоводителем на службе у правителей Гура и Бамиана (Северно Западный Афганистан). В 1156‒57 написал книгу «Собрание редкостей»… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»