ЛЯН ЧЖИ

ЛЯН ЧЖИ
ЛЯН ЧЖИ
    ЛЯН ЧЖИ (кит., буквально — благосмыслие, врожденное, естественное, природное, априорное, доопытное нравственное знание, интуиция, сознательность, совесть) — термин китайской философии, гл. о. конфуцианства, представляющий знание субъект-объектно: как благое, аксиологически максимально высоко стоящее и одновременно имеющее своим адекватным предметом благо. Впервые встречается у Мэн-цзы в сочетании с парным термином “лян нэн” (“благомочие”): “То, на что человек способен (нэн) без научения (сюэ), это его благомочие; то, что [он] знает (чжи) без рассуждения (люй), это его благосмыслие. Среди грудных детей нет не знающих любви к своим родителям” (“Мэн-цзы”, VII А, 15).
    Первый комментатор “Мэн цзы” Чжао Ци (ок. 108 — ок. 201) трактовал иероглиф “лян” в сочетании лян чжи как показатель превосходной степени (“очень”), что обуславливает понимание определяемого им “чжи” как высшего знания. Согласно же Чжу Си, лян — сущностная (врожденная) доброта (бэнъ жань чжи шань), и следовательно, лян чжи — исконное знание добра.
    В неоконфуцианстве Чжан Цзай первым акцентировал внимание на термине “лян чжи”, призванном выражать понятие внечувственного интуитивного постижения. Присущий лян чжи признак благодатности он зафиксировал прямым определением посредством категории “благодать” (дэ): “Подлинное и ясное знание — это небесно-благодатное (тянь дэ) благосмыслие, а не ничтожные знания (сяо чжи) от услышанного и увиденного” (“Чжэн мэн”, гл. 6).
    Наивысшее развитие понятие “лян чжи” получило в максимально ориентированной на внутренние, априорные, интуитивные формы познания философии Ван Янмина, в которой оно стало формантом одной из трех ее главных концепций — “доведения благосмыслия до конца” (чжи лян чжи) — и в дальнейшем ассоциировалось в первую очередь именно с нею. Ван Янмин, не отказываясь от употребления термина “лян нэн”, синтезировал обозначаемое им понятие с лян чжи: “Благосмыслие — это то, что Мэн-цзы называл утверждающим и отрицающим сердцем. Все люди обладают им. Утверждающее и отрицающее сердце знает вне зависимости от рассуждения и может вне зависимости от научения. Поэтому и называется благосмыслием”. Такое понятийное сопряжение, призванное выразить одним термином идею единства знания, оценки, чувства и действия, показывает, что лян чжи у Ван Янмина выступает в качестве эквивалента “лян синь” (“благосердие”, “совесть”) или “бэнь синь” (“исконносердие”, “врожденное сознание”, “совесть”) у Мэн-цзы (“Мэн цзы”, VI А, 8, 10). Лян чжи у Ван Янмина явилось своеобразным заместителем понятия “сердца” (синь — “душа, сознание, психика”), прямо указывающим на сущностную благостность человеческой души и вместе с тем имеющим ту же широту смыслового диапазона: благосмыслие — это и душа, и дух, и познание, и знание, и чувства, и воля, и сознание, и даже подсознание. Эта универсальность лян чжи конкретизируется как самородность и беспредпосылочность, т. е. солнцеподобная светоносность; тождественность самому “небу” и обладание небесными принципами (ли) и законами (цзэ); тождественность всеохватной “великой пустоте” (тай сюй) и дао, вечность и надындивидуальность, схожесть со всеобъемлющим разумом Будды, лежащим в основе “взаимоподобия сердечных печатей”, т. е. трансперсональной духовности, безъяйность и неэгоистичность, представляющая собой “истинное я” (чжэнь у); общечеловечность и личностная интимность, саморефлективность и ситуативная адекватность, способность правильно определять все познавательные, волевые, чувственные и поведенческие функции человека.
    На рубеже 19 и 20 вв., в эпоху заката традиционной конфуцианской философии, некоторые ее представители пытались уточнить понятие “лян чжи” путем идентификации с категориями других философских традиций. Чжан Бинлинь (1896—1936) предложил его буддийскую интерпретацию, отождествив с “бодхи” (бэнь цзяо — врожденное сознание), а Ляп Цичао использовач для передачи кантовского понятия чистого практического разума. В современном языке “лян чжи” обозначает интуицию.
    Лит.: Kooiee A. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, с. 198—220; Фм Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998, с. 331—32; Ни Сибаолян чжи шо (Учение о лян чжи).—“Госюэ цзачжи”, 1915,т. 1,№3; Моу Цзунсаиъ. Чжи дэ чжиизюэ юй чжунго чжэсюэ (Интеллектуальная интуиция и китайская философия). Тайбэй, W;ChangC. Reason and Intuition in Chinese Philosophy. — “Philosophy East and West”, 1954, ν. 4, ¹ 2; id Chinese Intuitionism. — Ibid., 1960, v. l, ¹ l.
    А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ЛЯН ЧЖИ" в других словарях:

  • ЛЯН ЧЖИ — благосмыслие (врожденное, естественное, природное, априорное, доопытное нравственное знание, интуиция, сознательность, совесть) термин китайской философии, главным образом конфуцианства, представляющий знание субъект объектно: как благое,… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛЯН ЦИЧАО — Лян Чжожу, Лян Жэньгун, прозвище Инь бин ши чжу жэнь (Хозяин кабинета Охлаждения жара [[буквально: Питья ледяной воды]] реминисценция из главы 4 даосского канона 4 3 вв. до н.э. Чжуан цзы). Китайский философ, историк философии, ученый, литератор …   Энциклопедия Кольера

  • ЛЯН ШУМИН —     ЛЯН ШУМИН (Лян Хуаньдин, Лян Шоумин)( 17 сентября 1893, Пекин 23 июня 1988, там же) китайский философ, представитель нового конфуцианства, деятель движения “аграрной реконструкции”. В молодости испытал влияние идей буддизма, в 1917 24… …   Философская энциклопедия

  • ЛЯН ЦИЧАО —     ЛЯН ЦИЧАО (Лян Чжожу, Лян Жэньгун, прозвище Инь бин ши чжужэнь “Хозяин кабинета Глотания льда”) (23 февраля 1873, Синьхуэй провинции Гуандун 19 января 1923, Пекин) представитель либеральной реформистской политической мысли Китая Нового… …   Философская энциклопедия

  • ЛЯН НЭН — благомочие (врожденная, интуитивная способность, нравственный инстинкт) термин китайской философии, главным образом конфуцианства, выражающий идею априорного стремления к добру исконно благой человеческой природы. Впервые встречается у Мэн Кэ… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛЯН ШУЙ ФА — (закон о двух налогах) налоговая система, введенная в Китае в 780 первым мин. Ян Янем. Отменяла триаду повинностей (зем. налог, промысловую подать и трудовую повинность) и заменяла ее ден. налогом, к рый зависел от размеров имущества, гл. обр.… …   Советская историческая энциклопедия

  • ЛЯН — династия и гос во на юге Китая в 502 557, основанное Сяо Янем со столицей в Цзянькане (Нанкин). В этот период широко распространилась культура Центр. равнины, а также получил гос. (в 504) поддержку буддизм, развернулось строительство буддийских… …   Советская историческая энциклопедия

  • ли чжи — Линь Цзай, прозе. Чжоу, Хунфу, Вэньлин цзюйши ( отшельник из Вэньлина ). 1527, Цзиньцзян окр. Цюань чжоу пров. Фучжоу, 1602. Мыслитель вольнодумец. Происходил из обедневшей ку печ. семьи китайцев мусульман. Учился у Ван Би (2), сына Ван Гэня.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ — Учение о символах и числах , зап. нумерология . В широком смысле универсальная теоретическая система, генетически производная от архаических познавательных структур, прежде всего мантического классификационизма; играла в традиционном Китае роль… …   Энциклопедия Кольера

  • СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ —     СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ (кит. учение о символах и числах, нумерология), в широком смысле универсальная теоретическая система, генетически производная от архаических познавательных структур, прежде всего мантического классификационизма, игравшая в… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»