- СТАРООБРЯДЧЕСТВО
- СТАРООБРЯДЧЕСТВО
-
общее наименование религ. течений, отрицающих обрядовую реформу рус. православной церкви, осуществленную патриархом Никоном в 1650-х гг. С. никогда не представляло собой единого целого и распадалось на отд. толки и согласия. Умеренное направление С. – поповщина, признавая необходимость священников при совершении богослужения и обрядов, мало чем отличается от православной церкви. Беспоповщина, отрицающая церк. иерархию и упростившая обрядность, явилась радикальным направлением, занявшим промежуточное положение между православием и сектантством.Начавшись с протеста части духовенства, возглавленного протопопом Аввакумом, против церк. реформы, старообрядч. движение в дальнейшем охватило значит. массы крестьянства и посадского населения. В эсхатологии С., в учении о воцарении антихриста в "мире" нашли религ. отражение оппозиц. настроения различных слоев общества, недовольных усилением самодержавного и крепостнич. гнета. С. жестоко преследовалось царской администрацией и офиц. церковью. Спасаясь от репрессий, старообрядцы бежали в труднодоступные, малозаселенные местности – в Поморье, Заволжье, на Дон и Яик, в Сибирь, за рубежи России. Крупнейшим духовным и организац. центром С. была Москва. Старообрядч. верхушка враждебно встретила Великую Окт. социалистич. революцию. За годы социалистич. строительства С. потеряло большую часть своих приверженцев и находится в состоянии упадка. В наст. время в поповщине преобладает т.н. белокриницкая иерархия (австрийское согласие), менее распространена "древлеправославная" (беглопоповская) церковь. В беспоповщине господствует поморский толк, получивший наибольшее распространение в Прибалтике, сохраняет нек-рое значение федосеевский толк; остальные беспоповские толки представляют собой немногочисл. религ. группы.Лит.: Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, кн. 1–3, М.–Л., 1925; Смирнов П. С., История рус. раскола С., 2 изд., СПБ, 1895; Щапов А. П., Рус. раскол С., рассматриваемый в связи с внутр. состоянием рус. церкви и гражданственности в 17 в. и 1-й пол. 18 в., Соч., т. 1, СПБ, 1906; Каптерев Η. Φ., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1–2, Сергиев Посад, 1909–12; Никольский Н. М., История рус. церкви, 2 изд., М.–Л., 1931; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и др. его соч., [М., 1960]; Миловидов В. Ф., С. и социальный прогресс, в сб.: Вопросы науч. атеизма, вып. 2, М., 1966. См. также. лит. при ст. Беспоповщина.В. Миловидов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- СТАРООБРЯДЧЕСТВО
-
СТАРООБРЯДЧЕСТВО — приверженность часта русского православного духовенства и мирян к старым церковным обрядам Русской Православной Церкви, существовавшим до реформы, предпринятой в сер. 17 в. патриархом Никоном. В старообрядчестве сложилось несколько различных церковных организаций (иногда называемых толками или согласиями), каждая из которых именует себя Православной (Древнеправославной) Церковью, а своих последователей — православными христианами. Богословствование начального старообрядчества содержало только защиту традиций и критику реформы. Его наиболее известным духовным вождем был протопоп Аввакум. Уже к кон. 17 в. из-за продолжающегося разделения с официальной церковной иерархией старообрядчество оказывается вынужденным разрешать ряд проблем религиозно-философского содержания. 18 в. стал периодом высокой интеллектуальной активности, когда были созданы такие произведения, как “Диаконовы ответы”, “Поморские ответы”, “Щит веры”, широко развернулась полемика между поповцами и беспоповцами. Вплоть до нач. 20 в. литература старообрядчества создавалась на церковнославянском языке и печаталась нелегально или же переписывалась от руки. Незадолго до революции появляются сочинения на русском языке, принадлежавшие И. Кириллову, Ф. Мельникову, Л. Пичугину, В. Сенатову и др. Обсуждение духовных, мистических последствий реформированных внешних материальных форм богопочитания сопровождалось в старообрядчестве осмыслением религиозно-философской проблематики связи формы и содержания, сущности и явления, земного и сверхъестественного. Вырабатывались представления о гармоничном единстве всех вербальных и невербальных форм отношений между человеком и Богом, воплощаемых в церковном богопочитании; о неразрывном единстве духовной сущности и совокупности ее внешних явлений. Конфликт с высшей церковной иерархией потребовал выяснить пределы повиновения христианина авторитету духовных властей и способности человека самостоятельно судить, что есть истина, а что ей противоречит. Большое развитие получили принципы понимания и истолкования текстов, в частности, положение о связи смысла текста с контекстом и с историческими условиями его создания. Старообрядческому мыслителю 18 в. А. Денисову принадлежит первое в России палеографическое исследование. Особое внимание уделялось эсхатологическим проблемам. Подвергаясь гонениям от властей, старообрядчество не создало, однако, оппозиционной социально-политической доктрины и сочетало верность своей вере с гражданской лояльностью. Книжное наследие старообрядчества, созданное за трехвековой период, огромно по объему, но вплоть до настоящего времени его религиозно-философское содержание мало изучено и не оказало значительного воздействия на развитие русской философской мысли, хотя пример духовной стойкости вдохновлял многих выдающихся деятелей России.Лит.: Громогласов И. М. О сущности и причинах русского раскола, т. н. старообрядства. Сергиев Посад, 1895; Зеньковскии С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения 17 в. М., 1995; Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996; Шахов М. О. Философские аспекты староверия. М., 1997.М. О. Шахов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.