- СТАНКЕВИЧ
- СТАНКЕ́ВИЧ
-
Николай Владимирович (21 сент. 1813 – 24/25 июня 1840) – рус. мыслитель и поэт; основатель прогрессивного лит.-филос. кружка (см. Станкевича кружок).В философии С. прошел сложный путь, испытав воздействие идей Шеллинга, Фихте, Канта и Гегеля, а в последние годы жизни – Фейербаха. На формирование взглядов С. оказали влияние и рус. идеалисты 20–30-х гг. (М. Г. Павлов, Н. И. Надеждин).Для С. характерен преимуществ. интерес к этич. проблемам. В этой связи задачу философии С. видел в том, чтобы дать строгое обоснование "верованиям и убеждениям" человека, цели его жизни, а кроме того, – объединить человеческое знание. При помощи философии (в которой его привлекал прежде всего метод, а не система) С. стремился "...выработать убеждения для собственной жизни и жить не в разладе с этими убеждениями..." (Добролюбов Η. Α., Собр. соч., т. 2, 1962, с. 396). Однако философию С. не считал своим призванием (см. Переписка Н. В. Станкевича, М., 1914, с. 341), тяготея к практич., "гражданской деятельности" (см. тамже, с. 586).Идея любви как осн. чувства природы, альтруизм – гл. принципы этики С. Не в противоречиях между людьми, а в их единении через любовь он видел разгадку "тайны бытия". Нравст. поступок, по С., не может иметь в своей основе подчинение внешнему долгу: "внутренний голос души", свобода воли и любовь являются основанием нравственности (см. тамже, с. 609). Иск-во, по С., должно быть проникнуто "человеческими элементами". В понимании народности иск-ва С. близок к Белинскому.Понимая бесчеловечность крепостной системы, С. считал, что для ее упразднения необходим соответствующий уровень умств. развития народа. Гл. задачу передовой интеллигенции С. видел в просвещении народа, следствием чего явится отмена крепостного права "сверху". Деятельность С. получила высокую оценку Чернышевского и Добролюбова (см. Н. А. Добролюбов, Собр. соч., т. 2, 1962, с. 402).Соч.: Стихотворения. Трагедия. Проза, М., 1890.Лит.: Анненков П. В., Н. В. С. Переписка его и биография..., М., 1857; Тургенев И. С., [Записка о Н. В. С.], Собр. соч., т. 11, М., 1956, с. 229–35; Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 16–18, 39–45; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947, с. 197–98, 210–23; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 13, М., 1959 (см. имен. указат.); Аксаков К. С., Воспоминание студенчества 1832–35-х годов, СПБ.. 1911; Гершензон М. О., История молодой России, М.–П., 1923, с. 182–209; Резцова М. В., Н. В. С. и его эпоха, [М., 1948]; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 390–94; История философии, т. 2, М., 1957, с. 261–63; Григорьян М. М., Филос. взгляды Н. В. Станкевича, в сб.: Рус. прогрессивная филос. мысль 19 в. (30–60-е годы), М., 1959; Машинский С., С. и его кружок, "Вопросы лит-ры", 1964, No 5.З. Смирнова. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- СТАНКЕВИЧ
-
СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович [27 сентября (9 октября) 1813, д. Удеревка Острожского у. Воронежской губ. — 25 июня (7 июля) 1840, Нови-Лигуре, Италия] — русский философ и литератор, создатель философско-литературного кружка. Родился в семье богатого помещика, получил домашнее образование; с 1823 учился в Острожском уездном училище, в 1825—29 в частном Благородном пансионе в Воронеже. В 1830—34 прошел полный курс обучения на отделении словесных наук Московского университета.Зимой 1831/1832 университетская молодежь образовала философско-литературный кружок, известный впоследствии как “кружок Станкевича”, в который первоначально вошли В. И. Красов, И. Оболенский, Я. М. Неверов и др., а позднее — В. Г. Белинский, К. С. Аксаков, В. П. Боткин, М. А. Бакунин, М. Н. Катков. Особое внимание уделялось изучению немецкой классической философии и литературы. Кружок просуществовал до отъезда Станкевича в 1837 за границу на лечение. Первоначальное философское увлечение Станкевича — философия Шеллинга, испытал также влияние Канта и Фихте. Благодаря изучению философии Гегеля пришел к признанию духовного начала мира. Утверждая идеал нравственно совершенной личности, выступил одним из родоначальников культурного типа “идеалистов сороковых годов”. Значение Станкевича в истории русской философии определяется его ролью своеобразного “идейного раздражителя” для университетской молодежи, в рядах которой была целая плеяда будущих русских мыслителей.Соч.: Переписка 1830—1840гг. М., 1914; Поэзия. Проза. Статьи. Письма. Воронеж, 1988.Лит.: Н. В. Станкевич. Переписка его и биография, написанная П. В. Анненковым. М., 1857; Гершензон М. О. История молодой России. М.,1908.С. И. Бажов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.