МЕТАФИЗИКА СВЕТА

МЕТАФИЗИКА СВЕТА
МЕТАФИЗИКА СВЕТА
(нем. Lichtmetaphysik) — историко-философский термин, относящийся к устоявшейся в рамках позднеантичнои и средневековой культуры системе теологических, филос. и естественно-научных представлений о свете как объединяющем в себе все сущее первофеномене этого мира, который, будучи связанным с понятиями «порядок» и «число», «разум» и «истина», играет роль посредствующего звена, скрепляющего в единое онтологическое целое противоположные сферы реальности: чувственное и умопостигаемое, физическое и математическое, тварное и нетварное. М.с. обязана своим возникновением, с одной стороны, уподоблению Платоном статуса Блага в умопостигаемой области положению Солнца в области чувственно воспринимаемого, с другой — тому, что, согласно библейскому тексту, свет есть творение первого дня, предшествующее др. творческим актам Бога (Быт 1,3). Позднее неоплатоники, разрабатывая учение об эманации Единого, согласно которому видимый свет есть проявление во тьме материи света умопостигаемого, утвердили представление о бытии как световой иерархии, активно усвоенное христианской, иудейской и мусульманской теологией.
В традиционной М.с. свет осуществляет функцию связующего посредника, с одной стороны, в космо- и антропологической плоскости, т.е. через его существование в качестве «чего-то третьего» между телесной и духовной субстанциями в размерах макро- и микрокосма; с другой — в символической, т.е. через иерархию причастных и уподобляющихся друг другу светов (иногда трактующихся как три стадии угасания единого света во тьме материи): 1) света чувственного, телесного, определяемого как универсальная природа всех тел и стоящего на границе телесного мира и мира чистых форм; 2) света умопостигаемого, духовного, выступающего одновременно как свет бытия, свет прекрасного и свет разумения, просвещающий интеллекты людей вечными истинами; 3) света нетварного, божественного (неоплатоники, каппадокийские отцы, Августин, Дионисий Ареопагит, Дунс Скот, Эриугена, Ибн Сина, Ибн Гебироль, Адам Пульхремулиерис, Бонавентура, Ульрих Страсбургский и др.). В рамках же «науки о перспективе» М.с. достигает кульминации в учении Роберта Гроссетеста о том, что весь универсум есть результат мультипликации света из первоначально сотворенной точки, в которой свет как «форма телесности» слит воедино с первоматерией.
С переходом к Новому времени М.с. распадается на ряд обособленных направлений: естественно-научное (Р. Бэкон, Витело, Дитрих Фрейбергский, Р. Декарт); мистическое (И. Экхарт, Я. Бёме); художественное (Данте); теологическое (Григорий Палама, Николай Кузанский); натурфилософское (Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

МЕТАФИЗИКА СВЕТА
совокупность учений о внеземном происхождении света и о его значении для человека. Античная философия почти вся была проникнута убеждением, что идеи излучают свет и что познание – прозрение под влиянием этого света. Августин в своей исповеди изрекает: «Слово Бога есть истинный свет, освещающий всего человека». Но уже Цицерон говорит о естественном свете (lumen naturale) человеческого разума, а в эпоху средних веков проводят различие между этим естественным светом и светом сверхъестественным (lumen supranaturale), т.е. пониманием, вызванным божественным откровением. Августин, Бонавентура и др. учат, что для совершенного духовного познания, кроме человеческой силы познания, необходимо еще особое освещение божественно-духовным светом, благодаря которому человек достигает видения вечной истины. Эта т. н. теория иррадиации, или иллюминации, явилась духовной основой возникшего в 17 в. ордена иллюминатов, разновидности масонского ордена, который боролся за просвещение, космополитический образ мыслей и выступал против монархии; членами его были Песталоцци, Гердер, Гёте и др.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

МЕТАФИЗИКА СВЕТА
    МЕТАФИЗИКА СВЕТА (нем. Lichtmetaphysik) — условный историко-философский термин (впервые введенный, видимо, К. Боймкером в нач. 20 в.), относящийся к устоявшимся в античной и особенно средневековой культуре представлениям о свете как первофеномене мира, объединяющем в себе все сущее. Совмещая в своей природе несовместимые начала и будучи исконно связан с понятиями “порядка”, “числа”, “отношения”, а следовательно, с “разумом”, “истиной”, “словом”, свет играет роль посредствующего звена, скрепляющего в единое онтологическое целое телесное и духовное (в макро- и микрокосме), чувственное и умопостигаемое, вещественное и идеальное, тварное и нетварное.
    Помимо возможного влияния со стороны зороастризма (Авеста 6,1; 10,3,25; 12,26—37) метафизика света обязана своим возникновением, с одной стороны, уподоблению Платоном статуса Блага в умопостигаемой сфере положению Солнца в сфере чувственно воспринимаемого (“Государство” VI, 508Ье), а также его учениям о космическом “столпе света” (“Государство” X, 616b-617d) и о “колеснице” души (“Федр” 247Ь); с другой стороны, тому, что, согласно библейскому тексту, свет есть творение первого дня, предшествующее другим творческим актам Бога (Быт.1,3), он отождествляется со “всем, делающимся явным” (Еф. 5,13), и более того: Бог “обитает в неприступном свете” (1 Тим. 6,16) и Сам “есть свет” (1 Ин. 1,5; Ин. 1,9). Позднее неоплатоники, разрабатывая учение об эманации Единого, согласно которому видимый свет есть проявление в материи света умопостигаемого, утвердили представление о бытии как световой иерархии, усвоенное как христианской, так и иудейской и мусульманской теологией (последняя опирается при этом и на собственный священный текст: Коран 24,35; 24,40). В этой иерархии уподобляющихся друг другу светов (иногда трактующихся как три стадии угасания единого света во тьме материи) выделяются: 1) низший тварный свет — чувственный, естественный, телесный; 2) высший тварный свет — умопостигаемый, духовный; 3) нетварный свет славы Божией: вечный, божественный, проистекающий из божественного мрака и являющий себя лишь удостоенным его видения (неоплатоники, каппадокийцы, Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Иоанн Скотт Эриугена, аль-Фараби, Ибн Сша, Ибн Гебироль, Исаак Израэли, Симеон Новый Богослов, Сухраварди, Адам Пульхремулиерис, Бонавентура, Альберт Великий, Ульрих Страсбургский, “Книга сияния” (“Зогар”) и др.)
    Естественный свет (lux naturalis), определяемый как “универсальная” или “общая природа” (natura universalis, communis) всех тел, стоит на границе телесного мира и мира чистых форм, в котором существует свой, умопостигаемый свет (lux intelligibilis), выступающий одновременно: как свет бытия, т. e. как вся совокупность умножающихся от первой интеллигенции форм; как свет прекрасного, ибо всякая форма причаст• на совершенной красоте; как свет разумения, просвещающий умы людей божественными истинами (illuminatio). Благодаря тому, что один и тот же свет определяет начала как бытия, так и познания, устанавливается соответствие между пронизывающей мир иерархической структурой и строем мышления, делающее этот мир прозрачным для разума.
    Богословско-философские размышления о свете стимулировали развитие оптических исследований, или “науки о перспективе” (scientia peispectivae). Естественнонаучное направление метафизики света достигает кульминации в учении Роберта Гроссетеста о том, что весь универсум есть результат мультипликации света из первоначально сотворенной точки, в коей свет — как “форма телесности” (forma corporeitatis) — слит воедино с первоматерией (“О свете, или О начале форм”). Так геометрические законы умножения и распространения света приобретают статус всеобщих законов естествознания.
    Духом метафизики света проникнута вся культура Средневековья. С переходом к Новому времени она постепенно распадается на ряд направлений, главными из которых являются: 1) научное — геометрическая оптика (Р. Бэкон, И. Пеккам, Ц. Витело, Дитрих Фрейбергский и др.), новая оптика, космогонические концепции (“Мир, или Трактат о секте” Декарта), “Учение о цвете” Гёте; 2) мистическое — учение немецкой неортодоксальной мистики об “искре души” (Экхарт, Таулер, Суэо), размышления Бёме; 3) художественное — “Божественная комедия” Данте; 4) теологическое — труды Григория Синаита, Григория Поломы, Николая Кузанского; 5) натурфилософское — сочинения Шеллинга и Гегеля.
    Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики, т, 2, с. 424—430; т. 3, с. 241-249, 294; т. 7(2), с. 281-289. M., 1963-94; BaeumkerC. Witelo, ein Philosoph und Naturforscher des XIII.— Jahrhunderts (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. III, Heft 2). Münster i. W., 1908; Beienvaltes W. Lux intelligibilis. Untersuchungen zur Lichtmetaphysik der Griechen. Münch., 1957; Hedwig K. Sphaera Lucis. Studien zur Intelligibilität des Seienden im Kontext der mittelalterlichen Lichtspekulation (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Neue Folge 18). Münster i. W, 1980; McEvoyJ. The metaphysics f light in the Middle Ages. — “Philosophical Studies” 26. Dublin, 1979, p. 124-143.
    A. M. Шишков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "МЕТАФИЗИКА СВЕТА" в других словарях:

  • «МЕТАФИЗИКА СВЕТА» —         характерный для поздне антич. и ср. век. философии комплекс представлений о свете: в онтологич. плане как о субстанции всего сущего; в гносеологич. плане как о принципе позна ния; в эстетич. плане как о сущности прекрасного. Имеет как… …   Философская энциклопедия

  • "Метафизика света" — характерный для позднеантичной и средневековой философии комплекс представлений о свете: в онтологическом плане как о субстанции всего сущего; в гносеологическом плане как о принципе познания; в эстетическом плане как о сущности прекрасного.… …   Энциклопедия культурологии

  • Сердца метафизика —    духовное узрение феномена сердца и последующие размышления о нем в своеобразной метафизической форме. В рус. культуре, включая и философию, С. рассматривается как чрезвычайно насыщенный многообразными смыслами глубинный символ, к к рому… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • СЕРДЦА МЕТАФИЗИКА — духовное узрение феномена сердца и последующие размышления о нем в своеобразной метафизической форме. В рус. культуре, включая и философию, С. рассматривается как чрезвычайно насыщенный многообразными смыслами глубинный символ, к к рому… …   Русская философия: словарь

  • НАТУРФИЛОСОФИЯ — (от лат. natura природа) философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль Н. играла в древности.… …   Философская энциклопедия

  • Сухраварди, Шихабуддин Яхъя — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сухраварди. Шихабуддин Яхъя Сухраварди شهاب‌الدین سهروردی Дата рождения: 1155 год(1155) …   Википедия

  • ЭФИР —         (греч. ?? ?? верхние слои воздуха)         1) термин др. греч. философии, один из элементов, т. н. пятая субстанция (после земли, воды, воздуха и огня). см. Квинтэссенция.         2) Э. миpовой, световой Э., гипотетич. всепроникающая… …   Философская энциклопедия

  • ИШРАК —         (араб., букв. сияние, блеск), мусульм. «метафизика света», религ. филос. учение о свете и мистич. озарении, развитое суфийским мыслителем Сух раварди и его последователями; символ сокровенного знания, истинного пути и спасения. Восходит к …   Философская энциклопедия

  • ГРОССЕТЕСТ — [Гростест; англ. Grosseteste; прозвище Большая Голова; англ. Greathead, лат. Grossum Caput] Роберт (ок. 1168 или 1175, Страдбрук, совр. графство Суффолк, Великобритания 8/9.10.1253, Бакден, близ Хантингдона), еп. Линкольнский, богослов, философ,… …   Православная энциклопедия

  • эфир —         ЭФИР (греч. ai8r)p) в исходном значении понятие связывалось с верхними, небесными слоями воздуха. Гомер называет Э. «чертогом Зевса», местом обитания бессмертных олимпийских богов. У Гесиода он один из прародителей мира, сын Эреба и Ночи …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»