- НЕСМЕЛОВ
- НЕСМЕ́ЛОВ
-
Виктор Иванович (1863–1920) – рус. религ. философ, развивал учение в области филос. антропологии. Проф. Казанской Духовной акад. по кафедре логики и философии; магистерская дисс. "Догматич. система Григория Нисского" (Каз., 1897).Н. выражает экзистенциальную тенденцию русской религ.-филос. мысли: философия должна быть ответом на "запросы жизни", а не "мышления". Н. категорически отграничивает сферу положит. науки от философии, призванной вести человека по пути нравств. совершенствования и потому обязанной отвечать на вопросы: что такое человек, на что он может надеяться, как ему жить. Выделяя в этом плане аристотелевскую и сократовскую традиции философии, Н. причисляет себя к последней: призыв "познай самого себя" становится у Н. исходным пунктом философии. Как бы осуществляя замысел Канта (см. Философская антропология), Н. стремится к антропологии, переосмыслению осн. философской проблематики. "Загадка человека", по Н., в том, что его духовная природа не только не выводима из "условий его физической жизни", но и прямо противоречит им (см. "Наука о человеке", т. 1, Каз., 1898, с. 243). Из "надприродного", безусловного начала в человеке Н. выводит безусловное начало вне человека ("невозможно отображение в материальном зеркале такого предмета, который вовсе не существует", – там же, с. 269) и, т.о., Н. пытается осуществить антропологическое ("психологич.") док-во бытия бога, противопоставляя свой ход мысли как субъективизму Канта, так и онтологич. доказательству, выводимому из понятия. Критикуя Канта, Н. считает, что невозможно успокоиться на рассмотрении субъективной сферы "долженствования" и "вечной ценности", не выйдя к бытию, к "вечной реальности" ("Вера и знание с т. зр. гносеологии", Каз., 1913, с. 30). В экзистенциалистских тонах Н. пишет о путях осуществления личности и о "человеке-вещи", о хрупкости человеч. существования в физич. мире. Экзистенциальное по своей установке антропологич. построение Н. отягощено у него инородными теоретич. и психологич. выкладками.Р. Гальцева. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- НЕСМЕЛОВ
-
НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович [1(13) января 1863 — июнь 1937, репрессирован] — русский православный богослов, философ. В 1883—87 учился в Казанской духовной академии, курсовое сочинение защитил как магистерскую диссертацию (“Догматическая система св. Григория Нисского”, Казань, 1887). С 1898 профессор кафедры метафизики. Основной философской темой стала проблема самоопределения человека в мире: “Начальный мир сознания может определяться в самосознании не как субъективный и не как объективный, а только как существующий”. Традиционный для философии в духовных академиях христианизированный платонизм и связанные с ним установки о “телесном” и “духовном” в человеке вполне усвояются в философской системе Несмелова, но развиваются и эксплицируются в рамках его “нового” осмысления. Основное сочинение Несмелова — “Наука о человеке”, первый том имеет подзаголовок “Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни” (Казань, 1889), второй — “Метафизика жизни и христианское Откровение” (Казань, 1901). Бердяев охарактеризовал эту книгу как “опыт философского оправдания христианства” в рамках религиозно-философской антропологии, а самого Несмелова как самое яркое явление русской духовно-академической философии. Человек, по мнению Несмелова, может жить в мире уже по самому факту своего рождения, но это не достойно его разума и свободы, он имеет в мире особое назначение, которое в своих различиях придает ему различную ценность. Это может быть и “чисто торговая ценность”, за которую человек или даже человечество покупают себе определенное благо жизни; тот же, кто видит свое назначение в бесконечном осуществлении вечной для него цели, может иметь и вечную ценность по содержанию той цели, которая осуществляется им. Проблематика личной этики тесно сопряжена с философско-богословской системой Несмелова. “Образ Божий” — не в человеке, а сам человек, личность “во всем объеме ее природного содержания”.Соч.: Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения.— “Православный собеседник”, 1895, №6, 7; О цели образования.— Там же, 1898, № 2; Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913.Лит.: Николаев А. Богословские труды проф. В. И. Несмелова.— “Журнал Московской патриархии”, 1937, № 8; Белгородский M. H. Разгадавший тайну человека. О философе В. И. Несмелове.— “Советская библиография”, 1992, № l; Константин (Горячев) en. Жизнь и творчество Несмелова.— “Человек”, 1992, № 2.А. И. Абрамов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.