НЕСИМИ

НЕСИМИ
НЕСИМИ
Имаделеддин (1369–1417) – азерб. поэт, последователь хуруфизма.
Объясняя мир с позиций последоват. пантеизма, Н. растворял бога в явлениях объективного мира, в природе и в человеке, к-рому в своем творчестве уделял большое внимание. Человек есть бог, т.к. он воплощает в себе все: он и сложен, и прост; он и сущность, и явление, воплощение положит. и отрицат. моральных качеств одновременно; он – устойчивость единого в двойственном; он венец эволюции, происходящей в мире и идущей от низшего к высшему. Основание для обожествления человека – в его способности к познанию мира. Н. воспевал разум, помогающий человеку познать тайны бытия и прежде всего самого себя. Лишь познав мир и себя, человек в состоянии понять, что бог – это он сам. Знание дает человеку неогранич. возможности. Н. призывал постичь все в этом мире и выступал против невежества. Важную роль в процессе познания Н. отводил речи, слову. Слово необъятно, оно неразрывно связано со всеми окружающими предметами и явлениями, к-рые оно называет и объясняет. Причем о предметах и явлениях Н. говорил, как о комплексе противоположных, противоречивых начал, дающих в совокупности единое целое. Призывая искать бога на этом свете, Н. высмеивал поклонение религ. святыням. Критикуя совр. ему общество, Н. писал, что власть и богатство принадлежат на земле только подлецам и лицемерам. С болью говоря о безмолвии и пассивности людей, покорных всякому насилию, он призывал их отстаивать справедливость, проявить мужество в борьбе с угнетателями. За критику совр. ему общества и религии, противопоставление богу человека, призыв искать красоту в явлениях мира земного и прежде всего в человеке – идеале прекрасного, за проповедь морального усовершенствования и принципов гуманизма Н. был обвинен в ереси и предан мучительной казни – с живого Н. сняли кожу.
Произведения Н., в к-рых описывались обыкновенные человеч. чувства: грусть, радость, счастье и горе, воспевались земные радости, были близки и понятны людям и получили широкое распространение на Ближнем Востоке.
Творчество Н. оказало большое влияние на развитие восточной, особенно азербайджанской, лит-ры, а его филос. взгляды заметно повлияли на развитие пантеистич. учений Ближнего Востока.
Соч.: [Диван ], Бакы, 1926; Сечилмиш ше'рлəр, Бакы, 1962.
Лит.: Араслы Н., Имамəддин Нəсими, в кн.: Μγхтəсəр Азəрбаjчан əдəбиjjаты тарихи, ч. 1, Бакы, 1943; Гулузадə М., Нəсими, в кн.: Азəрбаjчан əдəбиjjаты тарихи, ч. 1, Бакы, 1960; Gibb E. J. W., A history of Ottoman poetry, v. 1, L., 1900, ch. 7; D'une étude sur la religion des Houroûfîs par le docteur Riza Tevfiq. Textes persans relatifs à la secte des Houroûf s, publiés, traduits et annotés par M. Clément Huart, Leiden-L., 1909 (E. J. W. Gibb Memorial series, v. 9).
З. Кули-заде. Баку.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "НЕСИМИ" в других словарях:

  • Несими — Сеид Имад эд дин азербайджанский тюркский поэт (конца XIV начала XV веков). Ученик Фейзулла Хуруфи основоположника религиозной мистической секты (разновидность «суфизма»). Убийство учителя сильно повлияло на творчество Н., еще более усугубив его… …   Литературная энциклопедия

  • Несими — Насими, настоящее имя Сеид Имадеддин (около 1369  1417), азербайджанский поэт. Писал также на арабском и персидском языках. Приверженец религиозно мистического движения  хуруфизма; в философских газелях воспевал земные радости, преклонялся перед… …   Энциклопедический словарь

  • НЕСИМИ — НЕСИМИ, Насими (наст. имя Сеид Имадеддин) (ок. 1369—1417, казнен как еретик), азерб. поэт (на азерб., перс. и араб. яз.). Газели, рубай, туюги.■ Избр. лирика, т. 1—2, Б., 1973—76; Лирика, М., 1973.● Араслы Г. Т., Имадеддин Несими,… …   Литературный энциклопедический словарь

  • НЕСИМИ — (Насими) (настоящее имя Сеид Имадеддин) (около 1369 1417), азербайджанский поэт. Писал также на арабском и персидском языках. В философских газелях воспевал земные радости, разум человека. По приговору духовного суда казнен как еретик …   Современная энциклопедия

  • НЕСИМИ — (Насими) (наст. имя Сеид Имадеддин) (ок. 1369 1417) азербайджанский поэт. Утверждал литературный азербайджанский язык в противовес персидскому языку. Приверженец религиозно мистического движения хуруфизма; в философских газелях воспевал земные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Несими — (Насими) (настоящее имя Сеид Имадеддин) (около 1369 1417), азербайджанский поэт. Писал также на арабском и персидском языках. В философских газелях воспевал земные радости, разум человека. По приговору духовного суда казнен как еретик.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Несими — НЕСИМИ́, Насими (наст. имя Сеид Имадеддин) (ок. 1369–1417), азерб. поэт. Писал также на араб. и перс. языках. Приверженец религ. мистич. движения – хуруфизма; в филос. газелях воспевал земные радости, разум человека. По приговору… …   Биографический словарь

  • Несими — Почтовая марка СССР, посвящённая И. Насими, 1973, 4 копейки (ЦФА 4253, Скотт 4118) Памятник в Баку …   Википедия

  • Несими —         Насими (псевдоним; настоящее имя Сеид Имадеддин) (около 1369 1417, Алеппо), азербайджанский поэт. Писал также на персидском и арабском языках. Вырос среди ремесленников. Изучал теологию, логику, математику и астрономию. Странствовал по… …   Большая советская энциклопедия

  • Несими, Насими — (настоящее имя Сеид Имадеддин) (около 1369  1417), азербайджанский поэт. Писал также на арабском и персидском языках. Приверженец религиозно мистического движения — хуруфизма; в философских газелях воспевал земные радости, разум человека. По …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»