- ЛЕСЬНЕВСКИЙ
- ЛЕСЬНЕ́ВСКИЙ
-
(Leśniewski), Станислав (18 марта 1886 – 13 мая 1939) – польский логик, проф. Варшавского ун-та (с 1919). Большое внимание Л. уделял вопросам, связанным с логич. парадоксами. Разработанная им теория семантич. категорий близка к типов теории Уайтхеда и Рассела и, так же как последняя, ставит своей целью устранение известных антиномий. При анализе логич. парадоксов Л. предложил новый метод, заключающийся в том, что к высказыванию о к.-л. объекте добавляется требование ж е с т к о с т и этого объекта, т.е. требование выполнения для объекта А условия А=А. По Л., для таких парадоксальных объектов, как множество всех правильных множеств (т.е. множеств, к-рые не являются элементами самих себя), условие жесткости не выполняется. Л. – автор трех логич. систем, названных им соответственно прототетикой, о н т о л о г и е й и м е р е о л о г и е й. Эти системы отличаются большой четкостью и точностью, но являются более сложными, чем др. системы совр. математич. логики, и поэтому редко находят применение у математиков. Система прототетики является обобщением двузначного исчисления высказываний путем введения кванторов по переменным любого рода (в том числе и по пропозициональным переменным) и переменных различных логич. типов, значениями к-рых являются функции от значений истинности. Онтология является формализованной теорией значения символа "∈" (согласующегося со значением связки "есть" в разговорном языке), дополненной разработанной Л. системой семантических категорий. Позднее была доказана эквивалентность онтологии алгебре множеств и их элементов. Однако положенный в основу онтологии семантич. анализ ее первичных терминов придает этой системе специфически философский смысл. В мереологии основную роль играет отношение "предмет x является частью предмета y". Это обычная булева алгебра без нулевого элемента. Логич. системы Л. можно рассматривать как результат его филос. номиналистич. воззрений. Не случайно Л. считается одним из родоначальников совр. номинализма в философии математики и логики. Работы Л. оказали большое влияние на развитие логики и философии в Польше.Соч.: Podstawy ogólnej teorii mnogości, I, Moskwa, 1916: Grundzüge eines neuen Systems der Grundlagen der Mathematik, "Fundamenta Mathematicae", 1929, t. 14; нов. изд. – Warsz., 1938; О podstawach matematyki, "Przegląd Filozoficzny", 1927–31, v. 30–34; в рус. пер.: Логич. рассуждения, СПБ. 1913. Изложение логич. систем Л. содержится в работах; Słupecki J., S. L.'s protothetics, "Studia Logica", 1953, t. I; его же, S. L.'s Calculus of Names, там жe, 1955, t. 3; eго же, Towards a generalized mereology of L., там же, 1958, t. 8.Лит.: Sobociński В., L'analyse de l'antinomie russellienne par L., "Méthodos", 1949, v. 1, p. 94–107, 220–228, 308–316; 1950, v. 2, p. 237–57; Prior Α. Ν., [Реферат статьи ], В. Sobociński, L'analyse de l'antinomie russellienne par L., "J. Symbolic Logic", 1953, v. 18; Grzegоrczyk Α., The systems of L. in relation to contemporary logical research, "Studia Logica", 1955, t. 3.В. Донченко. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ЛЕСЬНЕВСКИЙ
-
ЛЕСЬНЕВСКИЙ (Lesniewsld) Станислав — (28 марта 1886, Серпухове, Московская губ., Россия — 13 мая 1939, Варшава) — выдающийся польский логик и философ, один из главных представителей Львовско-варшавской школы. С 1904 по 1910 учился в университетах Лейпцига, Гейдельберга, Цюриха, Мюнхена. В 1912 защитил докторскую диссертацию во Львовском университете под руководством К. Твардовского. С 1915 по 1918 жил в Москве, преподавал математику в польских гимназиях. С 1919 и до своей смерти в 1939 — проф. Варшавского университета. На формирование философских взглядов Лесьневского оказали влияние “Логические исследования” Э. Гуссерля, а также А. Марта, К. Твардовский и А. Мейнонг, интересы в логике во многом определились благодаря работам Я. Лукасешча. Разделяя антипсихологизм и общую аналитическую установку последнего, Лесьневский в то же время отвергал свойственные Лукасевичу платонистские тенденции и идею логического плюрализма, склоняясь к номинализму и классической (двузначной) интерпретации логики. Логические исследования Лесьневского направлялись онтологическими и математическими идеями. Он стремился построить универсальную логическую систему, свободную от парадоксов и способную послужить в качестве номиналистического основания математики. В результате им были разработаны три дедуктивные теории — “Прототетика”, “Онтология”, “Мереология”, объединение которых образует возможное основание для всей структуры математики. Главной особенностью систем Лесьневского является необычная стратегия их построения как формальных систем, связанная со стремлением одновременно передать свойства естественного языка. В качестве своей составной части они включают теорию семантических категорий, аналогичную, с одной стороны, делению выражений обыденного языка на части речи, а с другой стороны, до некоторой степени связанную с теорией типов, В общем виде “Прототетика” может рассматриваться как расширение пропозиционального исчисления с кванторами по переменным любого рода,-“Онтология” — как формальная теория связки “есть” (в выражениях типа “Уран — планета”, “кит — млекопитающее” и т. п.), а “Мереология” — как теория отношений “часть — целое” между объектами.Логические идеи Лесьневского были ассимилированы философско-методологической концепцией “реизма”, развитой Т. Котарбиньским. Вместе с тем Лесьневский критиковал “гипостазирование” понятий, ведущее к онтологизации логических и математических объектов. Синтаксический аналог теории семантических категорий Лесьневского нашел применение в лингвистике. В его логике получают свое естественное выражение некоторые идеи античных и средневековых логиков (Аристотеля, Ансельма, Боэция, Оккама и др.). Это сказывается в логическом номинализме систем Лесьневского, который может быть охарактеризован как современная версия аристотелевского номинализма; в трактовке кванторов, заставляющей вспомнить оккамовскую квантификацию по терминам (в отличие от квантификации по индивидным переменным в стандартных системах современной логики); во введении в его систему “онтологии” объекта “ничто”, понимаемого как “никакой объект”, что характерно для трактовки “ничто” Ансельмом Кентерберийским. Все это позволяет рассматривать системы Лесьневского как синтез традиционной (аристотелевской) и современной логик и делает его логические идеи инструментом не только метаматематического, но и историко-философского исследования.Соч.: Логические рассуждения. СПб., 1913; Podstawy ogolnej leoryi mnogosci. Moskwa, 1916; Grundzüge eines neuen Systems der GrundIngen der Mathematik, § 1—11.— “Fundamenta Mathematicaei”, t. 14, 1929, s. 1-81; § 12, Collectanea Logica I, 1938; Über die Grundlagen der ntologie.— Comptes rendus des séances de la Société des Sciences et des Lettres de Varsovie, Classe 111,23, 1930, s. 111—132; Collected works, Kluwer, Nijhoff, v. l and 2, 1992.Лит.: Васюков В. Л. Формальная феноменология (глава I). M., 1999; SliipeckiJ. St. Lesnewski's Prototets.— “Sludia Logica”, 1954, t. l; Idem. S. Lesnewski's ciilculus of names.— Ibid., 1955, t. 3; Grwgorcayk A. The systems of Lesnewski in relation to contemporary logical research.— Ibidem.В. Л. Васюков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.