ЛЕВИАФАН

ЛЕВИАФАН
ЛЕВИАФАН
или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского — произведение Т. Гоббса, в котором его философия представлена в наиболее полном и развернутом виде. Книга увидела свет в 1651 в Лондоне, лат. пер. — в 1668. В работе рассматриваются основные темы философии того времени: человек и его познавательные возможности, происхождение и специфика общества и гос-ва, а также место в них религии. Книга состоит из четырех частей: «О человеке», «О государстве», «О христианском государстве» и «О царстве тьмы». Первая часть начинается с анализа ощущения. Оно интерпретируется как физико-физиологический феномен. По Гоббсу, внешний объект, непосредственно или опосредованно, вызывает в органах ощущения некоторое движение, которое передается сначала в мозг, а затем в сердце. От сердца, в свою очередь, это движение идет в противоположном направлении — вовне. Эта двигательная реакция и представляется сознанию в качестве внешнего объекта. Ощущение в сознании существует в виде образа, мысли, фантазма. Ослабленный образ, восстанавливаемый в сознании воображением в отсутствие объекта, называется представлением. Последовательное соединение представлений образует речь — исключительную прерогативу человека. Механизм этого соединения описывается Гоббсом в духе ассоцианизма, хотя сам этот термин им не используется. Закрепленные в виде опыта цепочки представлений образуют основу для благоразумия, которому противопоставляется наука. Понимание последней у Гоббса неоднозначно. С одной стороны, она трактуется по типу евклидовой геометрии, будучи формой «связи имен», опирающейся на некоторые исходные дефиниции. С др. стороны, Гоббс не отрицает и того, что понятия ума «целиком или частично» порождаются ощущениями. Отсюда и представления об истине у него колеблются от квазиконвенционализма до индуктивизма. В учении о страстях Гоббс исходит из механистически понимаемой дихотомии телесных движений влечения (приближения) и отвращения (удаления) и производной от них пары л юбовь — ненависть. Поведение человека целиком детерминировано двумя типами психических реальностей — страстями и познанием, так что места для свободы воли не остается. «Л.» — это гл.обр. политический трактат, описывающий предпосылки возникновения и характер «седалища власти». В человеке таковыми предпосылками являются безграничный эвдемонизм и разум, заставляющие его избегать конфликта с др. индивидами. Чтобы избежать характерного для естественного состояния непрекращающегося конфликта, ставящего под угрозу самою его жизнь, человек вынужден перейти к состоянию общественному. Гос-во оказывается в этом случае гарантом сохранения неотъемлемого права человека на существование, гражданского мира, что достигается, однако, передачей всех остальных прав суверену — монарху или собранию (первое предпочтительнее). Суверен — единственный представитель всех своих подданных, и ему не может быть противопоставлена никакая «репрезентативная» инстанция (данное положение прямо направлено против претензий парламента). Никакой подданный не вправе упрекать суверена за его действия, т.к. он уже с самого начала дозволил ему таковые совершать, т.е. признал их за свои. Отсюда власть суверена не может контролироваться народом. Суверен отныне и есть народ (Rex est populus). В то же время обязанность подданного подчиняться прекращается, когда над его жизнью нависает непосредственная угроза. Защита гражданского мира требует подчинения церковных властей светским. В третьей части «Л.» этот тезис обосновывается, исходя из анализа Библии. Так, Гоббс показывает, что Царство Божие — это эсхатологическое понятие. В перспективе же истории граждане христианского гос-ва обязаны подчиняться в вопросах веры временным властям, что создает дополнительные контраверзы в схеме Гоббса, поскольку исконная автономность разума не позволяет его носителю подчиняться им (в случае несогласия его разума с официальной идеологией) иначе как внешне.
Рус. пер. «Л.» появился в 1864 и был конфискован цензурой. В 20 в. эта работа издавалась в России неоднократно. Последний раз в 1991 в кн.: Гоббс Т. Собр. соч. Т. II.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ЛЕВИАФАН
(древнеевр. – изогнутая, скрученная змея)
в книге Иова (гл. 40, 25 до гл. 41, 26) – крокодил, изображенный как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства («смертного Бога»).

Философский энциклопедический словарь. 2010.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЛЕВИАФАН" в других словарях:

  • Левиафан — Убийство Левиафана. Гравюра. Гюстава Доре, 18 …   Википедия

  • ЛЕВИАФАН — (евр. liwjathan, собств. значит: изогнутый, от арабск. lawaj верить, крутить). 1) морское чудовище, о котором упоминается в книге Иова. 2) заглавие знаменитого трактата английск. философа Томаса Гоббза, в котор. он олицетворяет государство в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • левиафан — а, м. leviathan, нем. Leviathan <др. евр. 1. В библии: огромное морское чудовище. Крысин 1998. Тогда некий ужасный Левиафан возшед из глубины морския, на поглощенных водой кровавых трупах, и на плоти и костях человеческих возлегал. Трутень… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЛЕВИАФАН — (евр. liwyâtan, от lawâ, «свёртываться», «виться»), в библейской мифологии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон. В Библии упоминается либо как пример (наряду с бегемотом) непостижимости божественного… …   Энциклопедия мифологии

  • левиафан — машина, громада, чудовище, кит Словарь русских синонимов. левиафан 1. см. кит. 2. см. громада Словарь синонимов русского языка. Практический с …   Словарь синонимов

  • Левиафан — Левиафан. Врата ада в виде пасти левиафана . Фрагмент картины Эль Греко Сон Филиппа II . 1579. Эскориал (Испания). ЛЕВИАФАН, в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и чудовищное.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЛЕВИАФАН — «ЛЕВИАФАН» (Leviathan) Италия США, 1989, 98 мин. Фантастика, фильм ужасов. В глубинах океана, на затонувшем корабле «Левиафан» (кстати, советском) обнаруживается какая то внеземная, точнее, внеморская материя неизвестного происхождения,… …   Энциклопедия кино

  • ЛЕВИАФАН — ЛЕВИАФАН, в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и чудовищное …   Современная энциклопедия

  • ЛЕВИАФАН — в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и чудовищное …   Большой Энциклопедический словарь

  • Левиафан — в Библии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон. Предстаёт как пример непостижимости и тайны Божественного творения …   Исторический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»