- БЕСПОПОВЩИНА
- БЕСПОПО́ВЩИНА
-
одно из гл. разветвлений в старообрядчестве, в свою очередь дробящееся на ряд мелких сект – толков. Возникло во 2-й пол. 17 в. Первоначально Б. развивалась на сев. окраинах России, преим. среди крестьян, спасавшихся бегством от крепостничества. Это предопределило развитие в Б. критич. истолкования христ. догматов, признание необязательности религ. обрядности, церк. организации и духовенства (отсюда и название "Б."). Для беспоповцев характерны хилиастич. представления о тысячелетнем царстве Христа (см. Хилиазм), требования строгого аскетизма, в частности безбрачия. Нек-рые беспоповцы усматривали в царской власти земное воплощение антихриста, отказывались от подчинения властям.Важнейшими толками Б. являются: федосеевский (возник в конце 17 в.), поморский, аристовский, филипповский и др. Идеология Б. изменялась и дифференцировалась под влиянием социального расслоения. Уже в гл. догматич. соч. крупнейшей орг-ции беспоповцев – Выговской общины – "Поморских ответах" (1722, изд. 1911) содержится отход от осн. принципов Б., одобрение деятельности Петра I и обещание почитать власти. Умеренное бурж. течение Б., получившее название "поморское", признавало браки, допускало общение с властями, но вместе с тем критиковало догматич. способ доказательств. В писаниях поморцев (Г. Скачкова и др.) религ. форма постепенно включала в себя элементы бурж. рационализма.К сер. 18 в. относится расцвет полемич. лит-ры Б., в к-рой чисто догматич. вопросы отходили на второй план, уступая место вопросам устройства обществ. и частного быта и отношения к властям, напр. вопрос о том, надо ли видеть в совр. правительстве "царство антихриста" или считать, что антихрист еще не явился, и т.д. В Москве в 1771 была создана Преображенская община ("Преображенское кладбище"), ставшая общеросс. центром федосеевского толка. В нач. 19 в. демократич. часть ее возглавлялась беглым крепостным С. С. Гнусиным (Михаил Васильев), к-рый в своих писаниях "Пандекты" выступал с обличениями корыстолюбия богачей и отрицанием сословного строя.Развитие города вело к быстрому социальному расслоению Б. Богачи вступали в поморские организации. Демократич. круги пополняли филипповские, аристовские, кондратьевские и др. организации, в к-рых антикрепостнич. протест сочетался с отрицанием городской жизни. Из демократич. течений особое значение получило бегунство (странничество), гл. обр. в среде крестьянства, преим. сев. губерний, Верхнего Поволжья, Сибири. Представители этого толка осуждали принцип частной собственности и стяжательства, отстаивали идею всеобщего равенства, призывали покидать города и переселяться в "пустыню", укрываясь от властей. Они враждебно относились к крепостнич. гос-ву и ко всем признакам личной зависимости от него (паспортам и т.д.). Этот толк получил широкое распространение к сер. 19 в.Связи Б. с социальными движениями в пореформ. время значительно ослабли. В капиталистич. эпоху Б. не имела развития. В период после Октябрьской революции беспоповцы выступали против политики Сов. власти. В настоящее время существует неск. общин беспоповцев во главе с Высшим старообрядч. советом. В своих выступлениях беспоповцы присоединяются к движению за укрепление мира. Однако, признавая Сов. гос-во, они призывают верующих подчиняться ему лишь как "божьему установлению". Их проповеди "всеобщей любви" и обществ. пассивности наносят прямой вред коммунистич. воспитанию. Борьба с Б. является одним из важнейших участков атеистич. работы.Лит.: Дружинин В. Г., Писания русских старообрядцев. Перечень списков, составленных по печатным описаниям рукописных собраний, СПБ, 1912 (наиболее полная библиография рукописных источников); Пругавин А. С., Раскол – сектантство. Материалы для изучения религиозно-бытовых движений русского народа, вып. 1 – Библиография старообрядчества и его разветвлений, М., 1887; Смирнов П. С., Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века, СПБ, 1909; Πятницкий И. К., Секта странников и ее значение в расколе, 2 изд., СПБ, 1912; Любомиров П. Г., Выговское общежительство. Историч. очерк, М. – Саратов, 1924; Никольский Η. Μ., История русской церкви, [М.], 1931; Рындзюнский П. Г., Старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма, в кн.: Вопр. истории, религии и атеизма. Сб. статей, [вып. 1], M., 1950.П. Рындзюнский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.