ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ


ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
        филос.-методологич. категории, характеризующие две основополагающие формы науч. познания, а также структурные компоненты и уровни науч. знания. В основе различения Э. и т. лежит выделение в науч. познании эм-пирич. и теоретич. исследования. Эмпирич. исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Теоретич. исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в её существ. связях и закономерностях. Оба эти вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре науч. познания. Эмпирич. исследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимен-та, стимулирует развитие теоретич. исследования, ставит перед ним новые задачи. С др. стороны, теоретич. исследование, развивая и конкретизируя теоретич. содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирич. исследование. Наука не может совершенствоваться и развиваться, не обогащаясь новыми эмпирич. данными. Задачу науки, заключающуюся в том, чтобы «... видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному, внутреннему движению» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 1, с. 343), решает теоретич. мышление, неразрывно связанное с эмпирич. познанием.
        На эмпирич. стадии науки (напр., опытное естествознание 17—18 и отчасти 19 вв.) осн. средствами формирования и развития науч. знания были эмпирич. исследование и последующая логич. обработка его результатов в ампирич. законах, обобщениях и классификациях. Однако уже и на этой стадии осуществлялось совершенствование и развитие исходных науч. абстракций, служащих основой для упорядочения и классификации эмпирич. материала познания. Дальнейшее развитие понятийного аппарата науки приводит к появлению таких логич. форм (напр., типологии, первичные объяснит, схемы, модели и т. п.), содержание которых выходит за рамки обобщения и сопоставления эмпирич. данных. Формирование внутренне дифференцированных и вместе с тем целостных теоретич. систем знаменует собой переход науки на теоретич. стадию, для которой характерно появление особых теоретич. моделей реальности (напр., молекулярнр-кинетич. модель газа; см. Идеализированный объект). Подобные средства познания обусловливают движение теоретич. мысли, относительно независимое от эмпирич. уровня исследования, расширяют её эвристич. возможности. Развитие теоретич. содержания науки и построение многослойных теоретич. систем приводит к определ. обособлению теоретич. аппарата науч. познания от его эмпирич. базиса, что в свою очередь порождает необходимость эмпирич. интерпретации теории, а также теоретич. истолкования эмпирич. данных.
        Диалектико-материалистич. решение проблемы Э. и т. в науч. познании служит основой разработки важнейших вопросов гносеологии, методологии и логики науки (напр., таких, как способы получения науч. знания; проверка гипотез; отношение знания, выражающего законы науки, и знания, формулирующего данные наблюдения и эксперимента; природа идеализации, типологии, объяснения и др.).
        см. также Теория.
        Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Мостепанен-ко М. В., Философия и методы науч. познания, Л., 1972, ч. 1; Степин В. С., Становление науч. теории, Минск, 1976; Чудинов Э. М., Природа науч. истины, М., 1977; Швырев В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
    ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — два вида
    научного знания, различение которых строится прежде всего на выделении эмпирического и теоретического исследования как двух основных направленностей, “векторов” научно-познавательной деятельности. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на реальный объект, как он дан в наблюдении и эксперименте. Теоретическое же исследование специфично тем, что в нем ведущей является деятельность по совершенствованию и развитию понятийного аппарата науки, работа с различного рода концептуальными системами и моделями. Оба этих вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулирует развитие теоретических исследований, ставит перед ними новые задачи. С другой стороны, теоретическое исследование, совершенствуя и развивая понятийный аппарат науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое исследование. Различение этих двух видов научного исследования и возникающих в связи с ними типов знания обнаруживается как в генетическом плане, в аспекте эволюции науки, поскольку т. н. эмпирическая стадия в истории науки предшествует возникновению теоретической стадии, так и в структуре развитой науки, где оно связано с взаимодействием теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса.
    На эмпирической стадии науки (ее классический пример — опытное естествознание 17—18 вв., а отчасти и 19 в.) решающим средством формирования и развития научного знания являются эмпирическое исследование и последующая логическая обработка его результатов, порождающая эмпирические законы, обобщения, классификации и пр. Однако уже на этих ранних фазах истории науки всегда осуществляется определенная концептуальная деятельность, направленная на совершенствование и развитие исходной системы научных абстракций, служащих основой для упорядочения, классификации и типологизации эмпирического материала. Дальнейшее развитие концептуального аппарата науки, связанное с формированием теорий, а затем и построением многослойных теоретических систем, приводит к известному обособлению теоретического аппарата науки от ее эмпирического базиса и порождает необходимость специальной работы по эмпирической интерпретации теории и теоретическому истолкованию эмпирических данных. Такое истолкование в свою очередь необходимо для эмпирического обоснования теорий, которое выступает как сложный и многоактный процесс (см. Верифицируемость, Оправдание теории. Фальсификация) и которое нельзя адекватно представить в примитивных схемах верификационизма или фальсификационизма. Как всякая типология, различение эмпирического и теоретического знания является некоторой схематизацией и идеализацией, так что попытки провести его на конкретном материале науки бывают сопряжены с определенными трудностями, прежде всего в связи с т. н. теоретической нагруженностью эмпирически данного. В качестве методологического ориентира, однако, оно имеет кардинальное значение для анализа науки. См. статью Теория и литературу к этой статье.
    В. С. Швырев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ" в других словарях:

  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — англ. empirical and theoretical; нем. Empirie und Theorie. Научные категории для обозначения 2 х взаимосвязанных уровней познания. Эмпирическое исследование опирается на эксперимент, наблюдение и направлено непосредственно на объект.… …   Энциклопедия социологии

  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — понятия, посредством которых современная методология науки обозначает гетерогенные системы научного знания и сопряженные типы научно исследовательской деятельности. Их сложное взаимодействие обусловливает функционирование той или иной научной… …   Новейший философский словарь

  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — в соц. исследовании филос. методологич. категории, используемые для обозначения уровней знания, типов исследования, разновидностей познавательной деятельности. Э. и т. в научн. знании эксплицируются через представление о рядоположенных уровнях… …   Российская социологическая энциклопедия

  • эмпирическое и теоретическое — см.: Теоретическое и эмпирическое …   Словарь терминов логики

  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — англ. empirical and theoretical; нем. Empirie und Theorie. Научные категории для обозначения 2 х взаимосвязанных уровней познания. Эмпирическое исследование опирается на эксперимент, наблюдение и направлено непосредственно на объект.… …   Толковый словарь по социологии

  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — (в научном познании) – категории, характеризующие две основополагающие формы научно познавательной деятельности, а также генетические уровни научного знания, возникающие на основе этой деятельности. В основе типологии Э. и Т. в науке лежит,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • эмпирическое и теоретическое в научном познании —         ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ два вида научного знания, различение которых базируется, прежде всего, на выделении Э. и т. исследования как двух основных направленностей, «векторов» научно познавательной деятельности.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ — два основных вида рационального познания. Отличаются предметом, методологическими кластерами, источниками, критериями истинности. Предметом эмпирического познания являются эмпирические объекты, которые представляют собой результаты мысленной… …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ — см. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ …   Новейший философский словарь

  • ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — см. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ …   Новейший философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.