ХАНЬ ЮЙ

ХАНЬ ЮЙ
ХАНЬ ЮЙ
        Хань Туйчжи, Хань Чанли (768—824), кит. прозаик, поэт, философ; вместе со своим племянником, другом и учеником Ли АО (Ли Сичжи, 772—841) предтеча сунского неоконфуцианства. Род. в Няньяне (пров. Хэнань). X. Ю. первым использовал термин «саць пинь» — «три ступени» в отнесении к че-ловеч. природе (высшая — абсолютно хорошая; среднюю можно повести в обоих направлениях; низшая — абсолютно плохая), которую он отделял от чувств; свою природу человек получает при рождении, чувства же обретает в контакте с внеш. вещами. X. Ю. расширил термин жэнь (человечность, гуманность) до понятия «всеобщей любви». X. Ю. и Ли АО выступили с защитой конфуцианства в условиях влияния буддизма и даосизма; в центре внимания их стояла проблема человеч. природы, при этом они опирались на такие классич. произв., как «Ицзин», «Да сюе» («Великое учение») и «Чжун юн», ставшие впоследствии основой неоконфуцианства, установили «дао тун» — «прямую линию передачи настоящего учения» от легендарных Яо, Шуня и Юя, через Тана, Вэнь-вана, У-вана, Чжоугуна до Конфуция и Мэн-цзы.
        Конрад Н. И., X. Ю. и начало кит. Ренессанса, в его кн.: Запад и BОСТОК, М., 1972, с. 103—31; Forke ?., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 287—301; Liu Wuchi, A shqrt history of Confucian philosophy, Harmondsworth, 1955, p. 138—43.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ХАНЬ ЮЙ
    ХАНЬ ЮЙ (Хань Туйчжи, Хань Чанли) [768, Хэян (современная провинция Хэнань) — 824] — китайский философконфуцианец, литератор. Рано осиротел, занимался самообразованием, добился высшей ученой степени цзиныии. Был членом (“доктором” — боши) Государственной академии (Гоцзы). Несколько раз за независимость суждений попадал в опалу (в частности за то, чтоукорял императора за поклонение мощам Будды). Вместе с Лю Цзунъюанем был инициатором “движения за возвращение к древности” (фу гу). В литературной сфере оно вылилось в создание стиля, основанного на подражании простоте и строгости литературы эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.), а в сфере мировоззрения проявилось в попытках возрождения авторитета конфуцианской мысли. Основные сочинения — “Юань дао” (“Обращение к началу дао”), “Юань син” (“Обращение к началу [индивидуальной] природы”), “Юаньгуй” (“Обращение к началу [мира] духов”), “Ши шо” (“Поучения”) и другие — сведены в сборник “Чанли сяныпэн цзи” (“Собрание произведений учителя Чанли”).
    Хань Юй доказывал историческое первенство конфуцианства, в котором “передача традиции” идет непрерывно от “совершенномудрых” правителей древности, а не от более поздних “патриархов”. Учения даосизма и буддизма, не признающие, по его мнению, “гуманности” (жэмь), а также “долга/справедливости” (и), тем самым разоблачают свое несоответствие вселенским истокам морали. Подчеркивая ведущую роль “небесного предопределения” (тянь мин) в человеческой жизни (им обусловлены несчастья и благополучие), в то же время отмечал заведомую неопределимость границ компетенции Неба и человека в судьбе индивида. Признавал существование “навей и духов” как “оформленных” и имеющих “вещное бытие/наличие” “безмолвных” (“беззвучных” — у шэн) структур. При совершении человеком недолжного поступка нави (гуй) воздействуют на “[телесные] формы” вещного мира. Эти воздействия проявляются в сфере “звуков”, т. е. чувственно воспринимаемой области бытия, и ведут к несчастьям. Придавал большое значение жертвоприношениям как условию “доступа к Небу и духам”, но отрицал присутствие сверхъестественных сил в предметах культа и мощах, отвергая поклонение им.
    Рассматривая исторический процесс как результат творчества “совершенномудрых” государей древности, Хань Юй подчеркивал их роль как культурных героев и “учителей” человечества. Путь к восстановлению идеального общественного порядка древности, избавлявшего людей от голода и болезней, прививавшего им любовь, милосердие и трудолюбие, он усматривал в уничтожении даосизма и буддизма. Ликвидация их монашества, храмов и священных книг посредством императорского указа должна обеспечить возвращение Поднебесной на “путь древних правителей”.
    Соч.: Хань Чаши цзи (Записки Хань Чанли). Пекин, 1958; Хань Юй, Лю Цзуньюань. Избранное, пер. И. Соколовой. М., 1979; Chan Wingtsit (transi.). A Source Book of Chinese Philosophy. Princeton, 1963.
    Лит.: Тусарое В. Ф. Некоторые положения теории пути Хань Юя.— В кн.: Письменные памятники Востока. 1972. M., 1977.
    А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ХАНЬ ЮЙ" в других словарях:

  • Хань — (Нап) (Западная Хань: 202 до н.э. 8 н.э.; Восточная Хань: 25 220 н.э.), кит. династия, пришедшая на смену династии Цинь, свергнутой в рез те крест, восстания под предводительством Лю Бана. В память о великих событиях, относящихся ко времени… …   Всемирная история

  • хань юй — Хань Туйчжи, Хань Чанли. 768, Хэян (запад совр. уезда Мэнсянь пров. Хэнань), 824. Философ, литератор. Рано осиротел, упорно занимался самообразованием, добился высшей ученой степени цзиньши. Был чл. ( д ром боши) Гос. академии (Гоцзы). Несколько… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ХАНЬ ЮЙ — ХАНЬ ЮЙ, Хань Туйчжи, Хань Чанли (768—824), китайский философ, литератор, государственный деятель. Филос. лирика, эссе, жизнеописания, трактаты.■ Хань Юй, Лю Цзун юань, Избр., М., 1979 …   Литературный энциклопедический словарь

  • Хань Юй — (768 824), китайский философ, литератор. Один из зачинателей так называемого движения за возврат к древности в китайской литературе. Выступал за упрощение литературного стиля. Философская лирика, эссе, жизнеописания, трактаты. * * * ХАНЬ ЮЙ ХАНЬ… …   Энциклопедический словарь

  • хань — спиртное, царство, ханя, династия Словарь русских синонимов. хань сущ., кол во синонимов: 4 • династия (65) • …   Словарь синонимов

  • хань — ХАНЬ, и, ХАНЯ, и, ж. Спиртное. Дай юань на хань дай денег на выпивку. От ханка, 1; «юань» китайская денежная единица …   Словарь русского арго

  • ХАНЬ — китайская императорская династия в 206 до н. э. 220 н. э. Основана Лю Баном. Вела завоевательные войны, в результате которых были значительно расширены границы империи. Установлены торговые и культурные контакты с государствами Ср. Азии и Индией …   Большой Энциклопедический словарь

  • ХАНЬ ЮЙ — (768 824) китайский философ, литератор. Один из зачинателей т. н. движения за возврат к древности в китайской литературе. Выступал за упрощение литературного стиля. Философские трактаты, эссе, стихи …   Большой Энциклопедический словарь

  • Хань — китайская императорская династия в 206 г. до н.э. 220 г. н.э. Основана Лю Баном. Вела завоевательные войны, в результате которых были значительно расширены границы империи. Установлены торговые и культурные контакты с государствами Средней Азии и …   Исторический словарь

  • Хань — китайская императорская династия в 206 до н. э.  220 н. э. Основана Лю Баном. Вела завоевательные войны, в результате которых были значительно расширены границы империи. Установлены торговые и культурные контакты с государствами Средней Азии и… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»