- хань юй
-
Хань Туйчжи, Хань Чанли.768, Хэян (запад совр. уезда Мэнсянь пров. Хэнань), - 824.Философ, литератор. Рано осиротел, упорно занимался самообразованием, добился высшей ученой степени цзиньши. Был чл. ("д-ром" - боши) Гос. академии (Гоцзы). Несколько раз за независимость и нелицеприятность суждений попадал в опалу (в части., за то, что укорял императора Сянь-цзуна за поклонение мощам Будды) и вновь возвращался на службу в центр, ведомства. Вместе с Лю Цзунъюанем был инициатором "движения за возвращение к древности" (фу гу), в лит. сфере вылившегося в создание стиля, осн. на синтезе языковых форм эпохи Цинь - Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), - т.н. стиля гувэнь, а в сфере мировоззрения проявившегося в поисках путей к возрождению авторитета конф. мысли и восстановлению обществ, порядка "золотого века". Осн. соч. - "Юань дао" ("Обращение к началу дао"), "Юань син" ("Обращение к началу (индивид.) природы"), "Юань гуй" ("Обращение к началу (мира) духов"), "Ши шо" ("Поучения") и др. - сведены в сб. "Чанли сяньшэн цзи" ("Собр. произв. учителя Чанли").Доказывал историч. первенство конфуцианства перед даосизмом и буддизмом: "передача традиции" (дао тун) конфуцианства, по Х.Ю., идет непрерывно от "совершенномудрых" (шэн (1)) правителей полумифич. древности. Ставил в один ряд понятия "гуманность" (жэнь (2)), "долг/справедливость" (и (1)), дао и "благодать/добродетель" (дэ (1)): "гуманность", представляющая собой "всеохватную любовь", реализуется в сообразуемом с нею действии, представая "долгом/справедливостью", подобно тому как причина всего вмире - дао реализует свою самодостаточность во внеш. проявлении "благодати/добродетели" ("благой силы") ("Юань дао"). Учения даосизма и буддизма, не признающие, по Х.Ю., "гуманности" и "долга/справедливости", тем самым разоблачают свое несоответствие вселенским истокам морали. Им они противопоставляют "почитание пустотности (сюй) и отсутствия/небытия (у (1), см. Ю - у, Кун)", бессмысленное в свете учения "Да сюэ" о путях увеличения возможностей упорядочивающего воздействия личности на мир: от "самосовершенствования" (сю шэнь) до "упорядочения семьи" (ци цзя) и далее до "управления гос-вом" (чжи го) и "умиротворения Поднебесной" (пин Тянь ся). Подчеркивая ведущую роль "небесного предопределения" (тянь мин, см. Мин (1)) в человеч. жизни (им обусловлены знатность и худородность, несчастья и благополучия), в то же время отмечал заведомую неопределимость "границ" компетенции Неба и человека в судьбе индивидуума (см. Тянь). Признавал существование "навей и духов" (гуй шэнь, см. Шэнь (1)) как "оформленных" (син (2)) и имеющих "вещное бытие" (у ю, см. У (3), Ю - у) "безмолвных" ("беззвучных" - у шэн) структур. При совершении человеком недолжного поступка, идущего вразрез с законами Неба, к-рые выражены в этич. нормах, демоны-нави (гуй) воздействуют на "(телесные) формы" вещного мира. Эти воздействия проявляются в сфере "звуков", т.е. чувственно воспринимаемой обл. бытия, и ведут к несчастьям. Придавал большое значение жертвоприношениям как условию "доступа к Небу и духам" ("Юань дао"), но отрицал присутствие сверхъестеств. сил в предметах культа и мощах, отвергая поклонение им. Предложил учение о "трех категориях природы и чувственности" (син цин сань пинь), т.е. градациях человеч. личности. Высшей категории (шан пинь) присущи только "добро" (шань) и пять моральных качеств - "гуманность", "благопристойность" (ли (2)), "благонадежность" (синь (2)), "долг/справедливость" и "разумность" (чжи (1)), при этом "семь эмоций" (ци цин)- радость (си), гнев (ну), печаль (ай (2)), страх (цзюй), любовь (ай (1)), ненависть (э), вожделение (юй) пребывают в состоянии полной уравновешенности - "срединности" (чжун (1)). Средней категории (чжун пинь) свойственны и "добро", и "зло", любое из пяти моральных качеств может присутствовать либо отсутствовать, эмоции - незначительно отклоняться в сторону избыточности или недостатка. Низшей категории (ся пинь) присущи только "зло", полный аморализм и эмоциальная недостаточность либо чрезмерность ("Юань син").Рассматривал историч. процесс как результат творчества "совершенномудрых" государей древности, приписывая им роль культурных героев и "учителей" человечества - создателей одежды, способов добывания и приготовления пищи, строительства жилья, изготовления орудий труда и лекарств, а главное - музыки и этико-ритуальной "благопристойности", системы наказаний и управления ("Юань дао"). Путь к восстановлению идеального обществ, порядка древности, избавлявшего людей от голода и болезней, прививавшего им любовь, милосердие и трудолюбие, Х.Ю. усматривал в ликвидации даосизма и буддизма - превращении монахов в простолюдинов, а храмов - в жилые помещения, уничтожении их священных книг. Кардинальное устранение тлетворного духовного влияния посредством имп. указа должно обеспечить возвращение Поднебесной к "пути древних правителей".*Х.Ю., Лю Цзун-юань. Избранное. Пер. И. Соколовой. М., 1979; Хань Чанли цзи. Пекин, 1958; Chan Wing-tsit (tr.). A Source Book in Chinese Philosophy. Princ., 1963 -L., 1969; "Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. С. 103 - 31; Гусаров В.Ф. Нек-рые положения теории пути Х.Ю. // Письменные памятники Востока. 1972. М., 1977; Мартынов А.С. Конф. утопия в древности и средневековье // Кит. социальные утопии. М., 1987.
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.