- ХАНЬ ЮЙ
- ХАНЬ ЮЙ
-
Хань Туйчжи, Хань Чанли (768—824), кит. прозаик, поэт, философ; вместе со своим племянником, другом и учеником Ли АО (Ли Сичжи, 772—841) предтеча сунского неоконфуцианства. Род. в Няньяне (пров. Хэнань). X. Ю. первым использовал термин «саць пинь» — «три ступени» в отнесении к че-ловеч. природе (высшая — абсолютно хорошая; среднюю можно повести в обоих направлениях; низшая — абсолютно плохая), которую он отделял от чувств; свою природу человек получает при рождении, чувства же обретает в контакте с внеш. вещами. X. Ю. расширил термин жэнь (человечность, гуманность) до понятия «всеобщей любви». X. Ю. и Ли АО выступили с защитой конфуцианства в условиях влияния буддизма и даосизма; в центре внимания их стояла проблема человеч. природы, при этом они опирались на такие классич. произв., как «Ицзин», «Да сюе» («Великое учение») и «Чжун юн», ставшие впоследствии основой неоконфуцианства, установили «дао тун» — «прямую линию передачи настоящего учения» от легендарных Яо, Шуня и Юя, через Тана, Вэнь-вана, У-вана, Чжоугуна до Конфуция и Мэн-цзы.Конрад Н. И., X. Ю. и начало кит. Ренессанса, в его кн.: Запад и BОСТОК, М., 1972, с. 103—31; Forke ?., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 287—301; Liu Wuchi, A shqrt history of Confucian philosophy, Harmondsworth, 1955, p. 138—43.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ХАНЬ ЮЙ
-
ХАНЬ ЮЙ (Хань Туйчжи, Хань Чанли) [768, Хэян (современная провинция Хэнань) — 824] — китайский философконфуцианец, литератор. Рано осиротел, занимался самообразованием, добился высшей ученой степени цзиныии. Был членом (“доктором” — боши) Государственной академии (Гоцзы). Несколько раз за независимость суждений попадал в опалу (в частности за то, чтоукорял императора за поклонение мощам Будды). Вместе с Лю Цзунъюанем был инициатором “движения за возвращение к древности” (фу гу). В литературной сфере оно вылилось в создание стиля, основанного на подражании простоте и строгости литературы эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.), а в сфере мировоззрения проявилось в попытках возрождения авторитета конфуцианской мысли. Основные сочинения — “Юань дао” (“Обращение к началу дао”), “Юань син” (“Обращение к началу [индивидуальной] природы”), “Юаньгуй” (“Обращение к началу [мира] духов”), “Ши шо” (“Поучения”) и другие — сведены в сборник “Чанли сяныпэн цзи” (“Собрание произведений учителя Чанли”).Хань Юй доказывал историческое первенство конфуцианства, в котором “передача традиции” идет непрерывно от “совершенномудрых” правителей древности, а не от более поздних “патриархов”. Учения даосизма и буддизма, не признающие, по его мнению, “гуманности” (жэмь), а также “долга/справедливости” (и), тем самым разоблачают свое несоответствие вселенским истокам морали. Подчеркивая ведущую роль “небесного предопределения” (тянь мин) в человеческой жизни (им обусловлены несчастья и благополучие), в то же время отмечал заведомую неопределимость границ компетенции Неба и человека в судьбе индивида. Признавал существование “навей и духов” как “оформленных” и имеющих “вещное бытие/наличие” “безмолвных” (“беззвучных” — у шэн) структур. При совершении человеком недолжного поступка нави (гуй) воздействуют на “[телесные] формы” вещного мира. Эти воздействия проявляются в сфере “звуков”, т. е. чувственно воспринимаемой области бытия, и ведут к несчастьям. Придавал большое значение жертвоприношениям как условию “доступа к Небу и духам”, но отрицал присутствие сверхъестественных сил в предметах культа и мощах, отвергая поклонение им.Рассматривая исторический процесс как результат творчества “совершенномудрых” государей древности, Хань Юй подчеркивал их роль как культурных героев и “учителей” человечества. Путь к восстановлению идеального общественного порядка древности, избавлявшего людей от голода и болезней, прививавшего им любовь, милосердие и трудолюбие, он усматривал в уничтожении даосизма и буддизма. Ликвидация их монашества, храмов и священных книг посредством императорского указа должна обеспечить возвращение Поднебесной на “путь древних правителей”.Соч.: Хань Чаши цзи (Записки Хань Чанли). Пекин, 1958; Хань Юй, Лю Цзуньюань. Избранное, пер. И. Соколовой. М., 1979; Chan Wingtsit (transi.). A Source Book of Chinese Philosophy. Princeton, 1963.Лит.: Тусарое В. Ф. Некоторые положения теории пути Хань Юя.— В кн.: Письменные памятники Востока. 1972. M., 1977.А. Г. Юркевич
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.