КРУГОВОРОТА ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕОРИИ

КРУГОВОРОТА ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕОРИИ
КРУГОВОРОТА ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕОРИИ
        собирательное обозначение для распространённых в истории обществ. мысли представлений и концепций, согласно крым общество в целом либо его отд. сферы (политич. жизнь, культура и др.) якобы движутся по замкнутому кругу с постоянным возвращением вспять, к исходному состоянию, и последующими новыми циклами возрождения и упадка. Такого рода взгляды сложились у мн. философов и историков ещё в древнем мире, напр. у Аристотеля, Полибия, Сыма Цяня (145 или 135 — около 85 дон. э.) и были продиктованы стремлением усмотреть определ. порядок, естеств. ритм, закономерность, смысл в хаосе история, событий по аналогии с кругооборотом веществ в природе, сменой времён года, биологич. циклами и т. п. К. и. т. (весьма популярные среди историков ср.-век. Китая, отчасти под влиянием буддизма, у араб. философов позднего средневековья и европ. просветителей нового времени) были направлены против примитивных линейных интерпретаций истории, изображавших её как постепенное удаление человечества от мифич. «золотого века» либо как его провиденциальное движение к грядущему искуплению, к царству божьему на земле. До возникновения теории обществ. прогресса в 18 в. они преобладали в светской интерпретации истории. В противоположность религ.телеология, представлениям они пытались выявить объективную «естественную» повторяемость в смене династий и форм гос. правления, в расцвете и упадке материальной и духовной культуры, в изменении историч. роли отд. народов и т. п. В зависимости от того, рассматривали ли они данное состояние общества как преддверие его очередного возрождения либо неминуемого упадка, К. и. т. носили либо оптимистический, либо пессимистич. характер. Взгляды мн. представителей К. и. т.— Ибн Хальдуна, Макиавелли, Вико, Фурье и др.— были относительно прогрессивными для своего времени. В кон. 19 в. и особенно в 20 в. К. и. т. приобрели явно реакц. характер; непосредственно направленные против идеи социального прогресса и историч. единства яеловечества, против материалистич. понимания истории и науч. коммунизма, эти теории были призваны похоронить надежды трудящихся на социальное и нац. освобождение, отвергали возможность установления справедливого обществ. строя. Произвольное расчленение всемирной истории во времени на повторяющиеся циклы от варварства (феодализма) к цивилизации (античности и капитализму) и к новому варварству, якобы ожидающему человечество в обозримом будущем, напр. в концепции нем. историка Э. Майера (1855—1930), как правило, сочеталось со столь же произвольным её членением в пространстве на замкнутые, независимые друг от друга и взаимно враждебные культурно-история. типы у Данилевского, на локальные культуры у Шпенглера, региональные несовместимые друг с другом цивилизации у Тойнби, суперсистемы у Сорокина и т. п. Отказ от европоцентризма в освещении всемирной истории сопровождается у мн. представителей К. и. т. апологией воинствующего национализма. Подобные представления получили широкое распространение среди совр. бурж. интеллигенции, их разделяют и мн. гос. деятели на Западе.
        Марксистская концепция социального прогресса как смены обществ.-экономич. формаций не только выявляет несостоятельность К. и. т., но и диалектически решает традиц. антиномию повторяемости и поступат. движения во всемирной истории.
        Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 8; его же, К критике политич. вкономии. Предисловие, там же, т. 13; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС т. 1; его же, К вопросу о диалектике, там же, т. 29; е г о же К десятилетнему юбилею «Правды», там же, т. 45; А с м у с В. Ф. Маркс и бурж. историзм, М.— Л., 1933; А р а б - О г л ы Э. А. Концепция историч. круговорота, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; М а р-карян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер. 1962; Чесноков Г. Д., Совр. бурж. философия истории Горький, 1972; Конрад Н. И., Запад и Восток, M., 19722 Семенов Ю. Н., Социальная философия А. Тойнби, М. 1980.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "КРУГОВОРОТА ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕОРИИ" в других словарях:

  • КРУГОВОРОТА ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕОРИЯ — концепция обществ. развития, определяющим признаком к рой является идея о постоянном и периодич. прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяемыми во времени обществ. образованиями аналогичных замкнутых циклов зарождения, подъема …   Философская энциклопедия

  • ИСТОРИЧЕСКОГО КРУГОВОРОТА ТЕОРИИ —         см. Круговорота исторического теории. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 …   Философская энциклопедия

  • ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ — круговорота исторического теории, концепции обществ. развития, определяющим признаком к рых является идея о постоянном и периодич. прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяющимися во времени обществ. образованиями аналогичных… …   Советская историческая энциклопедия

  • ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРУГОВОРОТА — англ. theories of historical rotation; нем. Theorien des historischen Kreislaufs. Представления и концепции (Ф. Ницше, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойн би, П. Сорокин и т. д.), согласно к рым общество в целом, либо его отдельные сферы (политика,… …   Энциклопедия социологии

  • ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРУГОВОРОТА — обозначение для представлений и концепций, согласно к рым об во в целом либо его сдельные сферы (политич. жизнь, культура и др.) движутся по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию, с последующими новыми циклами… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Цикличности теории —         теории исторического круговорота, социально философской концепции, кладущие в основу периодизации истории принцип повторения, кругооборота общественных процессов. Возникнув в глубокой древности, такие представления, первоначально в… …   Большая советская энциклопедия

  • ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРУГОВОРОТА — англ. theories of historical rotation; нем. Theorien des historischen Kreislaufs. Представления и концепции (Ф. Ницше, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойн би, П. Сорокин и т. д.), согласно к рым общество в целом, либо его отдельные сферы (политика,… …   Толковый словарь по социологии

  • Цикличности теории — теории исторического круговорота, социально политической концепции, кладущие в основу периодизации истории принцип повторения, кругооборота обществ, процессов. Возникнув в глубокой древности, такие представления, первоначально в мифологической и… …   Политология. Словарь.

  • ЭЛИТЫ ТЕОРИИ — – социально философские концепции, утверждающие, что необходимые элементы социальной структуры любого общества – элита (высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса людей …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • БЕЛИНСКИЙ —         Виссарион Григорьевич [30.5(11.6).1811, Свеаборг, ныне Суоменлинна, Финляндия, 26.5(7.6). 1848, Петербург], рус. революц. демократ, лит. критик, философ. Род. в семье флотского врача, в 1829 1832 студент словесного отделения Моск.… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»