- КРУГОВОРОТА ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕОРИЯ
- КРУГОВОРО́ТА ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕО́РИЯ
-
концепция обществ. развития, определяющим признаком к-рой является идея о постоянном и периодич. прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяемыми во времени обществ. образованиями аналогичных замкнутых циклов зарождения, подъема, упадка и гибели. Согласно К. и. т., принцип развития применяется лишь к локальным историч. процессам и не доводится до принципа всемирно-историч. развития. Формы выражения К. и. т. были многообразны. Это относится как к установлению субъектов обществ. развития (гос-во, локальная культура), их общего числа, так и стадий историч. цикла.Представление об историч. процессе как о вечном круговом движении было распространено в др.-вост. странах и в антич. обществе (Платон, Аристотель, Полибий). Предпосылками его возникновения служили частая смена политич. форм при относительно медленном социально-экономич. развитии в период рабовладельч. формации, а также состояние науки того времени. Облаченные в большинстве случаев в религ.-мистич. и умозрит. форму, К. и. т. древности содержали в себе зародыши ценных мыслей, получивших развитие и научное обоснование лишь в дальнейшем. К ним относится попытка рассмотрения обществ. изменений как необходимого процесса, не зависящего от воли отд. выдающихся лиц; догадка о единстве историч. процесса, в смысле повторения различными народами аналогич. ступеней развития.В новое время наиболее известными представителями К. и. т. были Макиавелли, Кампанелла и особенно Вико. После них вплоть до последней четверти 19 в. К. и. т. не имела видных последователей. С нач. 20 в. К. и. т. становится одной из наиболее влият. философско-историч. бурж. концепций. Ее представители отрицают закономерное всемирно-историч. поступат. развитие человечества, предсказывая упадок человечества. Этот существ. признак объединяет концепции Б. Адамса, Э. Мейера, М. Ростовцева, Р. Пёльмана, Парето, Шпенглера, Тойнби, Сорокина и др. бурж. социологов, философов и историков, несмотря на глубокие конкретные различия в общей системе их взглядов.Факт возрождения К. и. т. связан со сменой оптимизма, к-рый был присущ восходящей буржуазии, идеологией и психологией глубокого пессимизма, наступившего в связи с общим кризисом капиталистич. системы. Неспособность выйти за классово-идеологич. рамки и неприемлемость для многих бурж. ученых прогрессивных тенденций совр. обществ. развития наложили печать пессимизма на их восприятие истории человечества.Археологич. открытия 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., достижения в области этнографии и истории культуры явились одним из факторов, обусловивших крушение односторонних и вульгарных построений позитивистской социологии и историографии. Они показали несостоятельность трактовки историч. процесса как плавной, поступат. эволюции человечества и свидетельствовали о противоречивом, зигзагообразном и многоплановом характере его развития. Они опровергли также позитивистское представление о единстве истории, игнорирующее особенности социально-историч. развития различных народов, глубокую специфику их культурного творчества. Однако факты истории и совр. эпохи в общей системе историко-идеалистич. мышления бурж. исследователей воспроизводились в извращенном виде. Концепция поступат. эволюции общества заменяется антинауч. теориями, отрицающими всемирно-историч. прогрессивное развитие человечества.Для собственно историков К. и. т. связана с тенденцией модернизации истории, формального отождествления процессов и отношений качественно различных историч. эпох (Пёльман, Мейер, Ростовцев).Другой тип К. и. т., рассматривающий историю человечества в качестве сосуществующих в пространстве и периодически сменяющихся во времени локальных, глубоко специфичных цивилизаций, к-рым в то же время присуща идентичная формальная структура, представлен в философско-историч. построениях Шпенглера и Тойнби. При этом выпячиваются индивидуально-неповторимые стороны дествительности и игнорируются общие закономерности развития, подменяемые произвольным конструированием идентичного "жизненного цикла" зарождения, развития и гибели культурно-историч. систем. Это достигается с помощью абсолютно релятивистского тезиса "эквивалентности" локальных цивилизаций, при к-ром в единый "параллельный" ряд могут ставиться зап.-европ. общество и культура майя, древний Рим и совр. капиталистич. общество. К. и. т. глубоко реакционна. Социальная обусловленность этой теории связана с реакционностью буржуазии, ее страхом перед будущим (см. В. И. Ленин, Соч., т. 33, с. 313).Последовательно научное опровержение К. и. т. содержится в марксистском учении об общественно-экономич. формациях (см. Формация общественно-экономическая), к-рое впервые дало возможность исследовать общие и специфич. стороны социально-историч. процесса. К. и. т. опровергается крушением капиталистич. системы и переходом все новых народов к социализму.Лит.: Мейер Э., Рабство в древнем мире, пер. с нем., М., 1899; его же, Экономическое развитие древнего мира, пер. с нем. ], М., 1906; Пёльман Р., История античного коммунизма и социализма, СПБ, 1910; Шпенглер О., Закат Европы, пер. [с нем. ], т. 1, М.–П., 1923; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М.–Л., 1933; Вико Д., Основания новой науки об общей природе наций, Л., 1940; Францев Ю. П., Деградация совр. буржуазной социологии (Апология застоя и регресса), "Вопр. философии", 1954, No 1; Маркарян Э. С, Концепция общественного круговорота в философии истории, "Вест. истории мировой культуры", 1957, No 2; Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной историч. мысли, М., 1959; Араб-Оглы Э. Α., Концепция историч. круговорота, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Семенов Ю. Н., Проблема общественного прогресса, там же; Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Adams В., The law of civilization and decay, N. Y., 1943; Toynbee A. J., A study of history, 2 ed., v. 1–12, L.–N. Y., 1955–61.Э. Маркарян. Ереван.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.