ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ

ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ
круговорота исторического теории, - концепции обществ. развития, определяющим признаком к-рых является идея о постоянном и периодич. прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяющимися во времени обществ. образованиями аналогичных замкнутых циклов зарождения, подъема, упадка и гибели. Ц. т. были многообразны. Это многообразие относится к установлению как субъектов обществ. развития (гос-во, локальная культура) и их общего числа, так и стадий ист. цикла.

Представление о жизни как вечном круговом движении было обычным и характерным для древности. У древних земледельческих народов оно было тесно связано с наблюдением за жизнью природы (повторяющиеся циклы смены времен года и др.). В антич. обществах были распространены представления о цикличной смене веков в связи с повторяющейся сменой положения небесных светил, якобы регулирующих земные события. Этот взгляд о циклическом развитии всего существующего в мире был перенесен и на смену политич. форм (в Др. Греции - Платон, Аристотель и особенно Полибий). Одной из важных предпосылок возникновения таких теорий была частая смена форм гос. власти в жизни антич. обществ. В Др. Китае (у Сима Цяня) Ц. т. приняла другую форму - учения о циклической смене "принципов", на к-рых покоится гос. власть. Ц. т. были чужды идее прогресса (хотя в нек-рых из них уже намечалась мысль о том, что круговорот приносит с собой новое содержание, а не означает лишь простого повторения пройденного пути). Но они несли в себе зародыши научно-плодотворных мыслей, получивших развитие и обоснование лишь впоследствии (попытка рассмотрения обществ. изменений как необходимого, не зависящего от воли отд. человека процесса, догадка о единстве ист. процесса в смысле повторения различными народами аналогичных ступеней развития).

В средние века господствовал теологич. провиденциалистский (см. Провиденциализм) взгляд на историю, несовместимый с Ц. т. Вновь эти теории получили распространение в эпоху Возрождения в Италии (Макиавелли, использовавший, подобно антич. мыслителям, идею ист. круговорота для обоснования своего учения о закономерной и последовательной смене форм правления; Кампанелла). Развернутая концепция ист. круговорота принадлежит итал. мыслителю кон. 17 - 1-й пол. 18 в. Дж. Вико, согласно к-рой народы в своем развитии проходят 3 постоянно воспроизводящихся этапа - эпоху богов (детство), героев (юность), людей (зрелость, высш. точка цивилизации). После Вико и вплоть до кон. 19 в. Ц. т. не получили сколько-нибудь заметного распространения. Господствующими в бурж. обществоведении стали идеи однолинейного и прямолинейного прогресса (просветители, позитивизм). Однако с нач. 20 в. Ц. т. выдвигаются в число влият. филос.-ист. бурж. концепций. Факт возрождения Ц. т. связан, с одной стороны, со сменой ист. оптимизма, присущего восходящей буржуазии, настроениями глубокого пессимизма, наступившего в связи с общим кризисом капиталистич. системы, а с другой - с науч. несостоятельностью трактовки ист. процесса как плавной поступат. эволюции человечества, опровергавшейся успехами ист. науки и самим ходом всемирной истории, а также реакцией на европоцентризм прежних теорий. В этих условиях концепции поступательного эволюц. развития общества заменяются в буржуазной науке теориями, отрицающими всемирно-историческое прогрессивное развитие человечества, в т. ч. теориями циклизма.

Наиболее полно Ц. т. 20 в., рассматривающие историю человечества в качестве сменяющихся во времени локальных, глубоко специфичных цивилизаций, к-рым в то же время присуща идентичная формальная структура, представлены в философско-ист. построениях О. Шпенглера и А. Тойнби. В них выдвигаются на первый план индивидуально-неповторимые стороны действительности и игнорируются общие закономерности развития. Последние подменяются произвольным конструированием идентичного "жизненного цикла" зарождения, развития и гибели культурно-ист. систем. Это достигается с помощью релятивистского тезиса "эквивалентности" локальных цивилизаций, при к-ром в единый "параллельный ряд" могут ставиться зап.-европ. общество и культура майя, Др. Рим и совр. капиталистич. общество. Если Шпенглер, Тойнби исходят из конкретных, локализованных во времени культур (цивилизаций), проходящих определенные циклы, то представители другой разновидности циклизма - П. Сорокин, Ф. Нортроп, X. Ортега-и-Гасет исходят из смены типа культур в пределах одного и того же общества, различающихся по их ориентации, системе ценностей и т. п. Для собственно историков возрождение Ц. т. связано с тенденцией модернизации истории (наиболее крупный представитель циклизма среди историков - Э. Мейер). Ц. т. 20 в. глубоко реакционны. Ист. пессимизм, отрицание единства человеческой цивилизации и ист. прогресса, принятие в качестве критерия выделения культур (цивилизаций) только (или преим.) факторов духовной жизни - характерные их черты.

Марксистская наука отвергает как концепцию движения всемирной истории по замкнутым кругам, так и теории ее непрерывного механически-прогрессивного развития по прямой линии. Ист. материализм представляет ход всемирной истории как единый закономерный прогрессивный процесс смены общественно-экономич. формаций (см. Формация общественно-экономическая), в к-ром, однако, движение происходит не по прямой, а по спирали, т. е. нек-рые присущие прежним ступеням ист. развития элементы повторяются, но уже на новой, более высокой его стадии.

Лит.: Маркарян Э. С., Концепция общественного круговорота в философии истории, "ВИМК", 1957, No 2; его же, О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; (Араб-Оглы Э. A.), Концепция историч. круговорота, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Штаерман Е. М., О повторяемости в истории, "ВИ", 1965, No 7; Конрад Н. И., Полибий и Сыма Цянь, в его кн.: Запад и Восток, (2 изд.), М., 1972; Cairns G., Philosophies of history. Meeting of East and West in cycle-pattern theories of history, N. Y., 1962; Widgery A., Interpretations of history. Confucius to Toynbee, L., 1961.

Э. С. Маркарян. Ереван.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ" в других словарях:

  • ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ —     ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ концепции, описывающие развитие общества или отдельных его подсистем (экономики, социальной политики, культуры и т. д.) как последовательность повторяющихся циклов; при этом под циклом понимается совокупность процессов и… …   Философская энциклопедия

  • Цикличности теории — теории исторического круговорота, социально политической концепции, кладущие в основу периодизации истории принцип повторения, кругооборота обществ, процессов. Возникнув в глубокой древности, такие представления, первоначально в мифологической и… …   Политология. Словарь.

  • Цикличности теории —         теории исторического круговорота, социально философской концепции, кладущие в основу периодизации истории принцип повторения, кругооборота общественных процессов. Возникнув в глубокой древности, такие представления, первоначально в… …   Большая советская энциклопедия

  • Теории гибели западной цивилизации — Ядерная катастрофа один из сценариев гибели западной цивилизации. Теории гибели западной цивилизации теории, утверждавшие или утверждающие, что вечное существование западной цивилизации невозможно, и она …   Википедия

  • ТЕОРИИ РЕГУЛИРУЕМОЙ ВАЛЮТЫ — экономические теории, обосновывающие пути и методы государственного вмешательства в экономику развитых стран через сферу денежного обращения и кредита, разновидность теории регулируемого капитализма. Теоретическую базу Т.р.в. составляют… …   Большой экономический словарь

  • МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 20 в. НА ЗАПАДЕ —         теории, анализирующие и интерпретирующие природу мифа, его структуру, функции. Миф в качестве синкретически не развернутого единства исторически и логически предшествовал развитым формам религии и худож. творчеству, филос. спекуляции и… …   Энциклопедия культурологии

  • Мифологические теории — 20 в. на Западе ☼ теории, анализирующие и интерпретирующие природу мифа, его структуру, функции. Миф в качестве синкретически не развернутого единства исторически и логически предшествовал развитым формам религии и худож. творчеству, филос.… …   Энциклопедия культурологии

  • ДРЕВНИЙ ВОСТОК — совокупность ряда стран Юж. и Вост. Азии, Сев. и Сев. Вост. Африки в период возникновения и существования рабовладельч. формации (с сер. 4 го тыс. до н. э. для Шумера, с кон. 4 го тыс. до н. э. для Египта, со 2 го тыс. до н. э для Индии и Китая)… …   Советская историческая энциклопедия

  • ФИНАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ — историческое мироощущение, вызываемое представлениями о том, что исторический процесс представляет собой движение от некоего начального пункта к конечному (финальному), знаменующему собой реализацию конечного призвания человека на земле и смысла… …   Философская энциклопедия

  • ПРОГРЕСС — общественный (лат. progressus движение вперед) восходящее, поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней и форм к высшим. Идея П., тесно связанная с признанием закономерного характера развития общества (см. Закономерность… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»