БУДДХИ

БУДДХИ
БУДДХИ
        (санскр., от будх- — бодрствовать, пробуждать, замечать, воспринимать, понимать, познавать), в инд. философии общее обозначение познават. способностей; интеллект, ум, способность различения, восприятие, суждение; тонкая субстанция всех умств. процессов. В понятии Б. др.-инд. мысль попыталась связать духовный и материальный аспекты существования (Б.— ключевой момент при переходе от материи к сознанию). Теория Б. наиболее разработана в школе санк-хъя, где Б. соединяет космология, и познаватольно-пси-хологич. планы Вселенной. После соприкосновения первичной материи (пракрити) с «Я» (пурушей) возникает махат — первый продукт эволюции, выступающий в психологич. плане как Б. Когда в пракрити преобладает светлая гуна (см. Гуны) саттва, Б. выявляет как самого себя, так и мир объектов, характеризуясь добродетелью, отрешённостью, познанием. При преобладании гуны тамаса Б. характеризуется несовершенством, пороком, привязанностью, неведением. Б. доставляет нуруше результаты чувств, восприятия и извлекает для него из всей сферы опыта удовольствие; тем самым Б. становится как бы формой пуруши и представляется разумным, хотя у Б. как порождения пракрити вообще нет сознания. В санкхье Б. трактуется и как вечный, и как невечный; как проявляющий свои функции и не проявляющий их (подобно производящей силе семени в зародыше). Б. не может быть воспринят самим собой (сознание не воспринимается сознанием) и, следовательно, не может выступать как собств. объект; Б. воспринимается лишь через «Я».
        В веданте Б. наряду с манасом, читтой и аханка-рой — один из аспектов единого внутр. органа. Идея пробуждения (нового становления), присутствующая в В., получила дальнейшее развитие в буддизме, где слово «Б.» обозначает просветление, обретение высшего знания, обладателем которого был Будда [букв.— пробуждённый, просветлённый (знанием), мудрый].
        см. к ст. Санкхья.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

БУДДХИ
    БУДДХИ (санскр. buddhi — пробуждение) — в космологии санкхъи первый эманат Пракрити (он же Махат—“Великий”) и высшее гуннос (см. Гуны) ментальное начало, соответствующее приблизительно способности суждения. В “Санкья-карике” и у ее комментаторов бупдхи определяется как “решение” (адхьявасайя), которое можно понимать и как познавательное определение (типа: “Это — горшок”, “Это—ткань”), и как практическое (типа: “Я предназначен для того”, “Я должен сделать это”), а также как субстрат 8 диспозиций сознания: добродетель, знание, бесстрастие и сверхспособности с их противоположностями — недобродетелью, незнанием, пристрастием и бессилием (ст. 23). Буддхи возглавляет иерархию всех индрий и ментальных начал (ст. 36). По Вачаспати Митре, подобно тому как надзиратели деревни передают собранный налог далее по инстанциям, индрий передают свое отражение объектов манасу, тот—аханкаре, а тот—буддхи. Но функции буддхи этим не ограничиваются: как начало, наиболее приближенное к Пуруше (как министр—к царю), буддхи осуществляет реально все “вкушение” опыта Пурушей и одновременно различает “тонкую границу” между ним и Пракрити (ст. 37). Деятельность всесильного “министра” оставляет, т. о., самого царя в роли пассивной санкционирующей инстанции при решении всех его задач. Эти сложные взаимоотношения поставили перед санкхьяиками проблему определения “сотрудничества” Пуруши и буддхи, которая решается через модели их отражения друг в друге, при котором одно начало принимает видимость другого. Проблема различения Атмана и буддхи решалась и ведантистами, притом близко к тому, что предлагали санкхьяики. По “Упадешасахасри” Шанкары, сама идея “Я—созерцатель” не могла бы осуществиться без отражения Атмана в буддхи (II. 18.89), а в “Брахма-сугра-бхашье” качествами буддхи названы желание, ненависть, радость, страдание, которые образуют свойства души (джчва), когда Атман находится в сансарном состоянии; по ассоциации с буддхи Атману приписывается и непричастный ему атомарный размер (II.3.29 и т, д.).
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "БУДДХИ" в других словарях:

  • Буддхи — Буддхи  санскритский термин, понятие в индийской философии, разум, интеллектуально волевое начало, один из элементов «внутреннего органа» антахкараны. Буддхи  это то, что даёт оценку идеям и мыслям. Инструментами получения информации и… …   Википедия

  • Буддхи — Buddhi – ж. р. первая таттва природы (пракрити), развивающаяся по эманационному принципу. Б. – разум, но не индивидуальное самосознание. Это, согласно эпической Санкхье, вселенская душа, Махан ( Великий ), сама по себе несознательная, но лишь… …   Бхагавадгита. Толковый словарь терминов

  • Буддхи — Санскр. от БУДХ бодрствовать, пробуждать, познавать. В индийской философии общее обозначение познавательных способностей. При помощи буддхи древне индийская мысль пыталась связать духовный и материальный аспекты существования. Наиболее подробно… …   Религиозные термины

  • Буддхи — (Buddhi) Мудрость отличается от простого знания, ибо представляет собой знание природы одушевленного. Мы обитаем среди двух типов объектов материальных вещей и живых существ, в частности, среди человеческих существ. Для нас дорого нам нравится то …   Словарь йоги

  • Буддхи-Йога — (Buddhi yoga) Форма йоги, особо выделяемая в Бхагавад Гите . На практике, в исходном варианте этого писания на санскрите практически всюду, где Учитель упоминает йогу без дополнительного определения, имеется в виду именно буддхи йога. Это та йога …   Словарь йоги

  • Буддхи-йога — Карма йога (санскр. कर्म योग «йога деятельности») один из четырёх основных канонических видов йоги, тысячелетиями практикуемых в Индии (вместе с раджа , бхакти и джнани йогой). Также издревле известна и 5я Хатха йога, но она не входит в основную… …   Википедия

  • БУДДХИ —         в общеязыковом значении интеллект. Важный термин антропологии во всех даршанах, понимаемый по разному согласно различиям онтологии. В вайшешике и ньяе Б. по роду бытия кач во духовной субстанции (атмана), по способу бытия события; т. обр …   Словарь индуизма

  • БУДДХИ — (Санскр.) Вселенская Душа или Разум. Махабуддхи есть название Махата (см. Алайа ); также духовная Душа в человеке (шестой принцип), проводник Атмы, экзотерически седьмой …   Теософский словарь

  • Буддхи — интеллект; понимание; разум …   Словарь йоги и веданты

  • Абхеда-Буддхи — Буддхи, который видит единство …   Словарь йоги и веданты


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»