- БУДДХИ
- БУДДХИ
-
(санскр., от будх- — бодрствовать, пробуждать, замечать, воспринимать, понимать, познавать), в инд. философии общее обозначение познават. способностей; интеллект, ум, способность различения, восприятие, суждение; тонкая субстанция всех умств. процессов. В понятии Б. др.-инд. мысль попыталась связать духовный и материальный аспекты существования (Б.— ключевой момент при переходе от материи к сознанию). Теория Б. наиболее разработана в школе санк-хъя, где Б. соединяет космология, и познаватольно-пси-хологич. планы Вселенной. После соприкосновения первичной материи (пракрити) с «Я» (пурушей) возникает махат — первый продукт эволюции, выступающий в психологич. плане как Б. Когда в пракрити преобладает светлая гуна (см. Гуны) саттва, Б. выявляет как самого себя, так и мир объектов, характеризуясь добродетелью, отрешённостью, познанием. При преобладании гуны тамаса Б. характеризуется несовершенством, пороком, привязанностью, неведением. Б. доставляет нуруше результаты чувств, восприятия и извлекает для него из всей сферы опыта удовольствие; тем самым Б. становится как бы формой пуруши и представляется разумным, хотя у Б. как порождения пракрити вообще нет сознания. В санкхье Б. трактуется и как вечный, и как невечный; как проявляющий свои функции и не проявляющий их (подобно производящей силе семени в зародыше). Б. не может быть воспринят самим собой (сознание не воспринимается сознанием) и, следовательно, не может выступать как собств. объект; Б. воспринимается лишь через «Я».В веданте Б. наряду с манасом, читтой и аханка-рой — один из аспектов единого внутр. органа. Идея пробуждения (нового становления), присутствующая в В., получила дальнейшее развитие в буддизме, где слово «Б.» обозначает просветление, обретение высшего знания, обладателем которого был Будда [букв.— пробуждённый, просветлённый (знанием), мудрый].см. к ст. Санкхья.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- БУДДХИ
-
БУДДХИ (санскр. buddhi — пробуждение) — в космологии санкхъи первый эманат Пракрити (он же Махат—“Великий”) и высшее гуннос (см. Гуны) ментальное начало, соответствующее приблизительно способности суждения. В “Санкья-карике” и у ее комментаторов бупдхи определяется как “решение” (адхьявасайя), которое можно понимать и как познавательное определение (типа: “Это — горшок”, “Это—ткань”), и как практическое (типа: “Я предназначен для того”, “Я должен сделать это”), а также как субстрат 8 диспозиций сознания: добродетель, знание, бесстрастие и сверхспособности с их противоположностями — недобродетелью, незнанием, пристрастием и бессилием (ст. 23). Буддхи возглавляет иерархию всех индрий и ментальных начал (ст. 36). По Вачаспати Митре, подобно тому как надзиратели деревни передают собранный налог далее по инстанциям, индрий передают свое отражение объектов манасу, тот—аханкаре, а тот—буддхи. Но функции буддхи этим не ограничиваются: как начало, наиболее приближенное к Пуруше (как министр—к царю), буддхи осуществляет реально все “вкушение” опыта Пурушей и одновременно различает “тонкую границу” между ним и Пракрити (ст. 37). Деятельность всесильного “министра” оставляет, т. о., самого царя в роли пассивной санкционирующей инстанции при решении всех его задач. Эти сложные взаимоотношения поставили перед санкхьяиками проблему определения “сотрудничества” Пуруши и буддхи, которая решается через модели их отражения друг в друге, при котором одно начало принимает видимость другого. Проблема различения Атмана и буддхи решалась и ведантистами, притом близко к тому, что предлагали санкхьяики. По “Упадешасахасри” Шанкары, сама идея “Я—созерцатель” не могла бы осуществиться без отражения Атмана в буддхи (II. 18.89), а в “Брахма-сугра-бхашье” качествами буддхи названы желание, ненависть, радость, страдание, которые образуют свойства души (джчва), когда Атман находится в сансарном состоянии; по ассоциации с буддхи Атману приписывается и непричастный ему атомарный размер (II.3.29 и т, д.).В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.