ГУНА

ГУНА
ГУНА
    ГУНА (санскр. guna, букв.—нити, пряди)— 1) категория (падартха) вайшешики, означающая качество, или атрибут субстанции (дравья). В “Вайшешика-сутрах” упоминается 17 видов гун, среди которых не только специфические свойства элементов (бхуты) — цвет, вкус, запах, осязаемость (позднее добавляется звук), но и неспецифические характеристики всех субстанций (дравья) — число, размер, отдельность, соединение и разъединение, отдаленность и близость, а также психологические способности Атмам (души) — буддхи, удовольствие и страдание, желание и отвращение, усилие. Трудно сказать, кто из комментаторов — Чандрамати или Прашастапада —доводит число гун до 24 (добавив тяжесть, текучесть, скорость, инерцию, эластичность, ахарму и адхарму, а также звук). Этот список гун оставался каноническим в традиции и ньяя-вайшешики, хотя иногда предпринимались попытки его расширить или сократить.
    Вайшешики подчеркивают абсолютную зависимость качеств от субстанции (нет качеств не укорененных в субстанции, хотя последние могут в исключительных случаях оставаться без качеств), их способность порождать другие качества только своего рода (напр., качество цвета не порождает качество звука) и отсутствие у них движения (карма) и качества (одно качество не может обладать другим качеством, напр., нельзя сказать, что у ткани два цвета, поскольку число, являющееся, по вайшешике, качеством, не может принадлежать качеству цвета). К. Поттер в своей дискуссионной статье “Являются ли гуны вайшешики качествами?” (1954—55) заметил, что идея качества предполагает повторяемость, тогда как гуна является вполне конкретным и неповторимым свойством субстанции. Однако вайшешики все же выражают повторяемость качеств, приписывая ее соответствующим универсалиям (саманья). Напр., у каждой розы есть свой неповторимый белый цвет, но всем белым розам свойственна “белизна”. Универсалия—вечна по определению, что же касается конкретного качества, напр. белого цвета, то его вечность или невечность зависит не от универсалии, а от его носителя—субстанции. Если им является вечный атом воды (по вайшешике, вода обладает белым цветом), то качество белого цвета тоже будет вечным.
    В. Г. Лысенко
    2) В индийской эстетике — “достоинство”, “положительный признак” поэтической композиции. В Натьяшастре (“Наука театра”, компендиум, сформировавшийся к 2—3 вв. н. э.) перечисляются десять видов гун. Это связность (slesa), явность (prasàda), однородность (samatà), сладость (màdhurya), мягкость (saukamârya), выраженность смысла (arthavyakti), возвышенность (udara), сила (ojas), прелесть (kânti), насыщенность (samädhi) (17.95). Создатели Натьяшастры описывают гуны сразу вслед за недостатками (дошами), интерпретируя их как нечто противоположное. Согласно Натьяшастре, гуна “связность” представляет собой сочетание слов, связанных значением, которое стремятся выразить. Когда же трудновыражаемое слово или ощущение передается с помощью других, более легко воспринимаемых слов или ощущений, это гуна “ясность”. Гуна “однородность” возникает тогда, когда аланкары и гуны сочетаются и обогащают друг друга. О гуне “сладость” можно говорить в том случае, если фраза, услышанная или повторенная неоднократно, не вызывает усталость или раздражение. Гуна “прелесть” присуща лишь той поэтической композиции, которая доставляет удовольствие слуху или уму благодаря умело подобранным словам и т. д. Бхамаха (7 в.) из .десяти гун трактата упоминает только три—ясность, сладость и силу, давая им собственные определения. Его современник Дандин возвращается к списку из десяти гун Натьяшастры, но, подобно Бхамахе, предлагает их новую интерпретацию. Для Дандина гуны характеризуют содержательные (artha) и формальные (sabda) аспекты поэтической речи и в этом смысле принадлежат основе или “телу” поэзии. Позднейшие теоретики восприняли позицию Дандина, благодаря чему категория гуна попала в большинство определений поэзии, по традиции являвшихся описанием ее базовых элементов.
    Н. Р. Лидова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ГУНА" в других словарях:

  • ГУНА — ГУНА, гуня жен. худая, ветхая, истасканная одежда, рубище; заплатник, тяжелко сев. и вост.; | поддевка, парусинник, ветхий полушубок или армяк, крытый простым холстом твер. перм. | Рубаха, сорочка вят. | Ветошь, обноски, отрепье, тряпье, тряпица… …   Толковый словарь Даля

  • ГУНА — (др. инд. guna, «качество», «свойство»), в мифологических представлениях и религиозно философских воззрениях древних индийцев обозначение трёх состояний, свойств, сил, присущих природной субстанции (пракрити) как источнику всех проявленных и… …   Энциклопедия мифологии

  • Гуна — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога …   Википедия

  • гуна — [گونه] 1. ранг, лавн 2. хел, навъ; тарз, равиш, тавр; гуна гуна гуногун, ҳар хел; ҳархела; ин гуна а) ин хел, ин навъ; б) ин тавр, ин тарз; ҳар гуна ҳар хел, ҳар навъ; ҳар қадар; ҳеҷ гуна ҳеҷ навъ, ҳеҷ хел; чӣ гуна а) чӣ хел, чӣ навъ; б) чӣ тарз …   Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

  • Гуна (округ) — Гуна англ. Guna Страна Индия Статус округ Входит в штат Мадхья Прадеш …   Википедия

  • Гуна Бар Натан — Рав Гуна Бар Натан (ивр. רב הונא בר נתן‎), полное имя Рав Гуна Берия Дэрав Натан (ивр. רב הונא בריה דרב נתן‎)  вавилонский амора пятого и шестого поколения периода амораев. Он занимал должность экзиларха и политического лидера иудеев в… …   Википедия

  • гунаҳгор — [گنهگار] 1. гуноҳ содиркарда, муҷрим; он ки кори бад кардааст, айбдор 2. маҷ. сабабгор, боис; гунаҳгор кардан айбдор шуморидан касеро; гунаҳгор шудан айбдор гардидан барои коре ё чизе; худро гунаҳгор донистан айби худро ба гардан гирифтан, худро… …   Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

  • Гуна, Рудольф —  Рудольф Гуна Позиция …   Википедия

  • гунаҳгорона — [گنهگارانه] айбдорона, бо гунаҳкорӣ; чун гунаҳкор, тақсиромез …   Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

  • гунаҳкор — [گنه کار] ниг. гунаҳгор …   Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»